Главный пропускной узел Ульяновска готов увеличить объемы перевозок

Этого удалось добиться за счет совершенствования кадровой политики и технического переоснащения объектов

Видно как на ладони

Вместе с главным инженером станции Ульяновск – Центральный Сергеем Титаренко мы следуем к горочному комплексу.

– На должность главного инженера я заступил год назад, – рассказал Сергей Николаевич, – и практически одновременно со мной начальником станции пришел работать молодой работник Андрей Евсеев. Мы с ним сразу обозначили себе злободневные вопросы. Решили, в первую очередь, прежде чем спрашивать с подчиненных, нужно создать для них нормальные условия труда.

Отремонтировали ряд станционных помещений, на каждом посту поставили микроволновые печи, чайники, холодильники. Сейчас полным ходом идет капитальный ремонт горочного поста. Горка – это «сердце» станции, расположена она таким образом, что обеспечивает важнейшие погрузочные центры Ульяновского отделения.

С горочного поста станция Ульяновск – Центральный просматривается как на ладони. Маневровый диспетчер Елена Стрибунова дает команду на роспуск состава.

– Это руководитель смены и основной «мозг» станции, – объясняет Титаренко, кивнув в сторону Елены – Здесь же находятся дежурный по горке и оператор сортировочной горки – то есть люди, непосредственно осуществляющие работу горки.

– Руковожу работой всей станции, распоряжаюсь маневровыми тепловозами на горке, – объясняет мне Елена Стрибунова. – Определяем очередность роспуска, формирования поездов, подачи вагонов на подъездные пути под погрузку. Принимаем и отправляем составы с близлежащих станций Ульяновск-1, Ульяновск-2, Ульяновск-3, Белый Ключ. Вместе с дежурным по отделению осуществляем подвязку поездных тепловозов.

Елена Стрибунова прошла на станции практически все специальности и опыта у нее не занимать. Маневровым диспетчером работает два года. Работа очень ответственная, ведь нужно обладать качествами настоящего стратега: чтобы и работа станции не стояла, и в то же время, чтобы на ней проводились ремонтные работы. Где-то нужно поменять стрелку, где-то перешить шаблон, а где и поменять шпалы – все это не должно идти вразрез с работой.

– Главная наша задача – роспуск и формирование поездов, – рассказала дежурный по горке Елена Лымбина. – Сейчас маневровый диспетчер даст команду для роспуска очередного состава, и вагоны пойдут на сортировочные пути. На каждом из них накапливаются составы поездов определенного назначения. К примеру, на 23-ом – в Казань, на 37-ом – местные вагоны (Вешкайма, Инза – сборные), на 21-ом – Ульяновск-3, 34-ом – Бугульма и т.д. По мере готовности составы выставляем в Центральный парк, откуда они и отправляются.

Сейчас, во время спада перевозок, за сутки распускаем в среднем полторы тысячи вагонов. До кризиса эта цифра доходила до 2200. Вообще, пропускная способность горки максимально рассчитана на 3,5 тыс. вагонов.

В принципе у нас общая работа с оператором горочного комплекса – роспуск поездов. Я командую маневровыми тепловозами, составителями, регулировщиками. Перед роспуском вагонов даю машинисту приказ на надвиг. Подсказываю составителю поездов, как и что нужно сделать. Смотрю по сортировочному листку, как идут отцепы в составе разборки, чтобы подсказать регулировщикам скорости движения вагонов, когда можно перейти с одного сортировочного пути на другой. Мои неизменные «инструменты»: замедлитель, рация, громкая связь, по которой я объявляю, какой вагон, на какой путь идет и сколько он весит. В подтверждение своих слов дежурный по горке выходит по рации на связь с машинистом:

– На 11-ом горит зеленый.

– На 11-ом зеленый, – подтверждает машинист.

– С 11 пути по первому горочному по зеленому надвигаем 3100, разборка с газом.

Машинист повторяет команду.

– Верно, выполняй!

Будущее – за молодыми

Елена Лымбина работает дежурным по горке 11 лет. Сегодня в смену она работает с оператором сортировочной горки Алсу Бухареевой, молодой сотрудницей, всего три месяца как заступившей на работу. Алсу – недавняя выпускница Ульяновского техникума железнодорожного транспорта. По ее словам, к работе на горке привыкла очень быстро.

– У оператора – три замедлителя и стрелки, – показывает Алсу кнопки на пульте управления. – Управляю только ими, перевожу стрелки. Недавно нам поставили новую систему защиты от самопроизвольного перевода стрелок под составом. Работаем в четыре смены.

– В этом году на станцию Ульяновск – Центральный пришло работать много молодых специалистов, – поясняет Сергей Титаренко. – 35 из них – первозимники – это практически треть станции. Примерно половина из них – работники горочного комплекса. Причем, доверили молодежи самые ответственные места: они работают составителями поездов, регулировщиками скорости движения, операторами сортировочной горки, дежурными по горке. Хорошо, что молодые работники пришли к нам работать весной и летом, поэтому есть время «обкатать» их в нормальных условиях. Пока претензий к ним нет, а некоторые даже лучше «старичков» справляются с работой. Однако основной экзамен ждет их впереди – как проявят себя молодые специалисты в зимний период? Этот вопрос на сегодня, пожалуй, беспокоит нас больше всего.

Ремонтные работы

Используя теплые осенние дни, работники Ульяновского отделения ведут на горке ремонтные работы.

– Меняем пути, станцию обновляем, – рассказывает монтер пути пятого разряда Николай Топтыгин. – В Казанском парке в этом году уже заменили шесть путей, седьмой и восьмой в работе. Сейчас ремонтируем стрелку на горке: стяжная полоса лопнула, будем приваривать. Жаль, что техники не хватает в полном объеме. К примеру, выправочно-подбивочно-рихтовочной машины (ВПРМ), электростанции для подбивки рельсов. Так что зачастую работы выполняем подручными средствами. В первую очередь, технику дают на перегоны, на главный ход, а не на сортировочные пути.

Регулировщики скорости движения вагонов выходят на тормозные позиции, готовясь к торможению отцепов надвигаемой разборки. Неподалеку составитель поездов готовится производить расцепку вагонов. В зависимости от того, в каком направлении вагон проследует дальше со станции, дежурный по горке направляет его на тот или иной путь сортировочного парка.

Через несколько минут ход вагонов замедлят две механизированные тормозные позиции, после чего регулировщики скорости движения окончательно затормозят вагоны тормозными башмаками, чтобы скорость ударения вагонов была небольшая.

В противоположной стороне группа рабочих меняла проводку. Как оказалось, это были работники СМП-816 из Санкт – Петербурга.

– Занимаемся капитальным ремонтом парковой связи громкого оповещения, – поясняет бригадир СМП-816 Вячеслав Пронин. – Уже заложили кабель и сейчас ведем монтаж объекта.

Проблемы и их решение

– В последнее время мы сумели разрешить ряд проблем, которые висели над станцией несколько лет, – объясняет Сергей Титаренко. – Учитывая, что 50 процентов брака в хозяйстве перевозок допущено по вине работников горки, особое внимание уделили подготовке кадров. Проблема стала разрешаться. Во-первых, составители поездов станции Ульяновск – Центральный стали проходить обучение в специализированном учебном центре в Деме. Во-вторых, в этом году мы сумели переоборудовать кабинет технической учебы:

закупили новую технику, расширили видеотеку и наглядные пособия по безопасности движения поездов. За счет внутренних резервов выделили туда компьютерную технику. Сейчас задача номер один – оборудовать эти компьютеры современными мультимедийными тренажерами. Думаю, что этот вопрос должен быть решен в ближайшие дни.

Мы пересмотрели порядок ведения технической учебы за последний год, ужесточили требования к ее прохождению, повысили требования к самоподготовке работников. Это приносит свои плоды: в этом году на станции пока не было зарегистрировано ни браков в работе, ни травматических случаев на производстве.

Перед нами очень остро стоял вопрос по пропускной способности горочного комплекса. Дело в том, что состояние сортировочных путей оставляло желать лучшего. Шесть сортировочных путей были закрыты для движения.

В этом году мы начали капитальный ремонт восьми сортировочных путей общей протяженностью 8,2 км. Этот ремонт продолжается. Отрадно заметить, что в капитальный ремонт попали и закрытые пути, поэтому планируется, что их количество сократится втрое. Это повысит пропускную способность горки, исключит необходимость повторной переработки вагонов, сэкономит эксплуатационные расходы.

По словам Титаренко, в начале года приходилось испытывать трудности с вагонными замедлителями. На горке их установлено восемь. Два из них выработали свой ресурс и подлежали капитальному ремонту. Несмотря на все сложности, осенью их полностью заменили.

Схема станции Ульяновск-Центральный такова, что большинство составов из сортировочного парка в парк отправления выставлялись через горку, тогда как она должна работать в одном направлении – на роспуск. Это обстоятельство снижает перерабатывающую способность горки, отвлекает ее потенциал на стороннюю работу.

– Во избежание этого, мы добились восстановления действия еще одного станционного поста, который расположен с противоположной стороны сортировочного парка. Он был закрыт в начале 90-х годов в связи с резким падением объемов перевозок, – говорит главный инженер станции Ульяновск-Центральный Сергей Титаренко. – Мы добились капитального ремонта помещения и вновь запустили его в работу. Благодаря этому посту, составитель поездов имеет теперь возможность находиться не только на горке, но и на вытяжке формирования 24 часа в сутки.

Появляется возможность разгрузить горку за счет перенесения части маневровой работы на вытяжку формирования и выставлять составы в Центральный парк через соединительные пути, в обход горки.

Эти два момента позволят сэкономить перерабатывающую способность горки. Участковая станция, как и любая сортировочная, должна все время отправлять и отправлять, иначе это аппендикс, тупик, где все накапливается и стоит. Она, как сердце, должна выталкивать вагоны – четко, ритмично.

А для этого должна работать горка, так как подавляющее большинство вагонов проходит через нее. Горка не должна отвлекаться на незначительные мелочи: на повторную переработку, на выставки составов и т.д., так как в этом случае она не будет заниматься разборкой поездов.

Ряд преобразований как в производстве, так и кадровой политике, позволил станции Ульяновск – Центральный обрести второе дыхание и выйти на новый уровень производственных отношений. Мы надеемся поддерживать оптимальные объемы перевозок.

Автор: Александр Савенков