Заслуженная артистка РФ, кинорежиссер Наталья Бондарчук презентовала в Ульяновске свой фильм «Пушкин. Последняя дуэль».
…Пушкин умер 170 лет назад. Выстрел Жоржа Дантеса оборвал жизнь великого русского поэта. А сразу после смерти Александра Сергеевича стали появляться анонимные письма, порочащие имя его супруги Натальи Николаевны. Узнав об их содержании, император Николай I поручает найти и наказать автора писем. В ходе работы официального следствия выясняются неизвестные факты о семье Пушкиных. Но лишь частное расследование полковника Галахова проливает свет на истинные причины гибели великого поэта… Актеры «Последней дуэли» — Анна Снаткина, Юлиан Макаров, Борис Плотников, Владимир Юматов, Виктор Сухоруков, Инна Макарова, Андрей Ильин, Сергей Никоненко. Главную роль – роль Пушкина — сыграл Сергей Безруков.
На показ картины в один из городских кинотеатров были приглашены школьники. Аудитория выбрана не случайно, как показывает практика, в знании отечественной истории у большинства наших детей – серьезные пробелы.
— Изучать великих личностей и исторические эпохи по книгам – одно дело, другое – увидеть фильм с живыми актерами. После просмотра юноши и девушки сами потянутся за томиком того или иного произведения, — говорит Наталья Бондарчук.
С такими просветительскими киногастролями Наталья Сергеевна ездит последние два года по городам России. Пока шел фильм, нам удалось с ней пообщаться.
— Многие кинокритики считают Сергея Безрукова после «Бригады» фигурой, не подходящей для роли Александра Пушкина…
— Я больше прислушиваюсь к народному мнению. А российский зритель любит Сергея. Кроме того, как режиссер считаю, что из всех современных актеров именно Сергей Безруков более подходит для исторической роли. Нами был снят уникальнейший материал на Мойке, 12 — смерть Александра Сергеевича. Хранительница квартиры поэта, привыкшая к разным образам Пушкина, которые там снимались, традиционно убрала все ценные вещи. Но, когда увидела игру Сергея, со словами «Пушкин вернулся» и слезами на глазах выставила их обратно.
— Съемки фильма проходили трудно?
— Мо моему мнению, мнению актеров и съемочной группы, много мистики присутствовало на площадке, что-то необычное чувствовалось в атмосфере. Например, Анна Снаткина (роль Натали) никак не могла сыграть сюжет со старинным зеркалом, потребовалось восемь дублей. Как потом призналась Анна, в зеркале она видела не себя, а другую женщину. От этого актриса испытала невероятный ужас, думала, что сошла с ума.
— Вы строгий режиссер?
— Да. Вырабатывала командный голос с 21 года. Без этого не обойтись, так как под моим руководством помимо актеров много обслуживающего персонала, массовки. Добавьте к этому еще и реквизит, за которым также нужен контроль. В «Пушкине», например, реквизит размещался в 24 грузовых машинах.
— У вас есть главное правило в режиссуре?
— Их несколько. Первое — перед съемками фильма нужно детально знать материал. Перед «Пушкиным» изучала по книгам и архивным документам последние дни жизни поэта, несколько раз посетила Мойку, 12, беседовала с хранительницей его квартиры. Второе — никогда нельзя расслабляться и поддаваться случайным обстоятельствам. Заболел актер – снимаю дублера, плохое настроение, сложности – «переступаю» и работаю. По-другому результата никак не достигнешь.
— В вашей фильмотеке есть и телевизионные фильмы о Рерихах. Вам близка их философия?
— Да. Я встречалась несколько раз со Святославом Рерихом в Индии, путешествовала по Гималаям и прошла часть маршрута Трансгималайской экспедиции — вдоль реки Белухи в горном Алтае. Когда там была, то почувствовала, что Алтай — это сакральная зона. Это смычка Земли с космосом, просто ходить туда, задрав нос, лучше не надо.
— Что планируете снимать далее и есть ли у вас мечта?
— Как и раньше, фильмы о великих: Глинке, Чайковском… Вскоре выходит на экраны картина о Николае Гоголе. Что касается мечты, то мне бы хотелось, чтобы государство поддерживало создание исторических фильмов и как можно больше заказывало их. Главная ценность масштабных исторических картин в том, что они не подвержены годам и всегда актуальны.
Портрет
Наталья Сергеевна Бондарчук родилась в семье знаменитого режиссера и актера Сергея Бондарчука и киноактрисы Инны Макаровой. Имеет брата по отцу – Федора Бондарчука и сестру Елену Бондарчук. В кино с 1970 года. Снялась в фильмах «Солярис», «Звезда пленительного счастья», «Красное и черное», «Детство Бемби», «Лермонтов». Как режиссер поставила фильмы: «Бессчастная Матренка», «Медный всадник», «Детство Бемби», «Юность Бемби», «Одна любовь души моей». От мужа Николая Бурляева сын Иван Бурляев (сочиняет музыку для кинофильмов) и дочь Мария Бурляева (начинающая актриса). Верит в ангелов-хранителей. Своим ангелом считает золотое кольцо с сердоликом, сделанное с оригинала, хранящегося в квартире Пушкина, на Мойке, 12. Кольцо это было подарено Александру Пушкину лично императрицей Елизаветой. А сам поэт подарил его возлюбленной Марии Раевской.