Лечебное учреждение в каком-то смысле тоже живой организм. И оно начинает функционировать лучше, когда руководство, каждый раз учитывая тот или иной сбой, готово менять подход к работе и совершенствоваться. В наших лечебных учреждениях тоже придерживаются такого мнения, и наша беседа с Ольгой Шитовой – заместителем начальника МСЧ №172 по педиатрии, построенная на пожеланиях наших читателей, призвана сделать работу детских поликлиник и, в частности, медицинское обслуживание детей до года лучше
УЗИ в роддоме
– Ольга Евгеньевна, давайте начнем с того, какие положительные изменения произошли в педиатрической службе города в последнее время, и что способствовало этому?
– Положительно сказалось на нашем здравоохранении, в частности, на педиатрии и родовспоможении появление родовых сертификатов. Это улучшило и ситуацию с наблюдением за детьми первого года жизни. Теперь стандарты обязывают оказывать больше внимания детям до года. Раньше при отсутствии жалоб невролог, хирург и окулист осматривали ребенка всего один раз за первый год жизни. Теперь мы уже в роддоме проводим неонатальный скрининг на некоторые врожденные заболевания. Ребенок проходит четыре ультразвуковых исследования (УЗИ) за год. Раз в квартал его должен осматривать невролог, дважды – окулист, лорврач, стоматолог и хирург-ортопед. Проводится также скрининг для исключения или выявления тугоухости. То есть объем обследований детей до года у нас увеличился. Но, к сожалению, количество аппаратуры и специалистов осталось прежним, поскольку это регламентируется другими приказами.
В родильных домах больших городов УЗИ проводят детям до выписки из роддома. Мы планируем включиться в эту работу, и уже заказали аппарат для ультразвуковой диагностики новорожденных в роддоме. Конкурс на приобретение аппарата мы уже прошли, и надеемся, что с нового года он у нас заработает. Тем самым мы снимем нагрузку с других кабинетов УЗИ, уменьшим очередь на проведение детям УЗИ после года. Представьте, ведь ежегодно рождается более тысячи детей. Им всем необходимо пройти УЗИ, а ведь еще есть диспансерные больные, и дети старшего возраста, и исследования для военкомата. Потому пока есть трудности в плане очередности на эти исследования.
– Где сейчас детям проводят УЗИ?
– В западной части города – в приемном покое больницы №1, в старой части города – в детской поликлинике на Ульяновской, 72, а также – в детской больнице на Лесной горке.
Нам бы понедельники взять и отменить
– Теперь о пожеланиях наших читателей. Молодые мамы, прописанные в западной части города, просят организовать предварительную запись на прием к детскому неврологу. Дело в том, что талоны к неврологу выдают утром в понедельник. А если мама одна, то ей приходится сначала вместе с грудным ребенком ехать в поликлинику за талоном, а затем везти его на прием. Зимой это особенно проблематично….
– Мы, конечно, пойдем навстречу этим пожеланиям, хотя уже организовывали предварительную запись, а также пробовали выдавать заранее талоны. При этом случалось, что мамы не приходили на прием, и талоны «пропадали». Сейчас попробуем организовать запись, а часть талонов на прием к неврологу, возможно, будет выдавать участковый педиатр. Однако сразу решить проблему непросто, ведь у нас есть еще и экстренные больные, и больные из Мелекесского района, которым тоже требуется помощь невролога.
Да и сама предварительная запись по телефону проблематична. В регистратуре по телефону принимают вызовы на дом, дают ответы на вопросы, в том числе по расписанию врачей. А для предварительной записи нужен не только второй телефонный номер, но и специалист, который будет заниматься этим. При этом существуют нормы – и по количеству работников регистратуры, и по количеству номеров. Но мы найдем выход из положения и изменим к лучшему ситуацию со «страшными понедельниками».
На руки – только копию
– Многие мамы готовы обратиться за помощью к неврологу в другие лечебные учреждения, но для этого им нужна медицинская карточка ребенка, а ее на руки не дают…
– Решить этот вопрос несложно: нужно снять ксерокопию с амбулаторной карточки. Сама карточка согласно приказу должна храниться в поликлинике. Если кто-то хочет получить консультацию невролога из другого лечебного учреждения, то можно поступить так. После вашего визита специалист сделает выписку из своего заключения, а мы его затем вклеим в медицинскую карточку. Если вы хотите показать ему результаты каких-то проведенных у нас исследований, то с них тоже можно сделать ксерокопии.
Просите, и дано вам будет
– Женщины задают и такой вопрос: «Должен ли врач, делая запись в медицинской карточке ребенка, объяснить маме, какой диагноз поставлен, какое требуется лечение?»
– Да, если маму что-то интересует или беспокоит, она может спросить врача и получить ответ. А чтобы не растеряться на приеме, напишите вопросы заранее.
Кроме того, при каждой поликлинике работает школа здорового ребенка. Очень хорошо, когда мамы посещают эту школу и до родов, после рождения ребенка. Там врачи и медицинские сестры рассказывают и о детских болезнях, и о том, как ухаживать за ребенком, как его купать, кормить. В школе в спокойной обстановке вы спросите медработников обо всем, что вас интересует.
– В последние годы малышам чаще требуется консультация невролога?
– Да, чаще, и связано это с состоянием здоровья новорожденных.
– Входит ли в обязанности медицинской сестры детской поликлиники помогать матери при подготовке ребенка к осмотру – распеленать, раздеть?
– Никакая медсестра на просьбу о помощи не ответит отказом – поможет и распеленать и одеть. Беда наша в том, что мы разучились общаться. Попросите, и вам помогут.
Вежливость – так дорого, и так просто
– Иногда женщины рассказывают, что в регистратуре поликлиники – по телефону, а иногда и лично – непросто получить обстоятельный ответ, а порой можно наткнуться и на резкость…
– Правило гласит: «Будьте взаимно вежливы». И я, в свою очередь, прошу родителей, чтобы они, наткнувшись на грубость, не включались в споры. Если вы не довольны тем, как с вами разговаривают, обратитесь к заведующей поликлиникой. Все случаи нарушений у нас разбираются, и существуют дисциплинарные и административные наказания.
В заключение беседы хочу обратить внимание на извест-ную истину: «Лучшее лечение – профилактическое». Задолго до беременности мамам надо позаботиться о здоровье будущего ребенка. Во время беременности необходимо выполнять все наставления акушера-гинеколога. Случается, врач считает, что нужно лечиться, а беременная отвечает: «Зачем? Я ведь себя хорошо чувствую». Дело в том, что у врача есть объективные данные, которые сигнализируют об угрозе здоровью плода, о необходимости вашего лечения. Выполните предписание специалиста, и потом меньше потребуется обращаться за медицинской помощью. Многие женщины не хотят понимать, что для рождения здорового ребенка надо также бросить курить. Такая безответственность в будущем приведет к серьезным проблемам. Если вы решили родить ребенка, надо понимать, что с этого момента речь не идет о вашем «я». Вас теперь двое – вы и ваш ребенок. Кстати, неудивительно, что следующий этап работы по национальному проекту «Здоровье» связан с профилактическим лечением.
Беседовала Нонна АЛИЕВА