Команда «Патриот» с забавной, доброй эмблемой – огромным медвежонком в военной форме и множеством флагов появляется на сцене. А в зале группа поддержки, в которую входят и участники финала из младшей возрастной группы – 8«б» того же педагогического лицея, устраивает бурю аплодисментов своим старшим товарищам – 9«а» классу, используя домашние заготовки. «Молодцы! Педлицей!» – несется по залу. И нарисованные ладошки на палочках поднимаются вверх, стучат друг о друга и от этого всем становится еще веселее, и в зале, и на сцене все ощущают себя одной командой. Вот так подготовилась к городскому финалу одна из самых сильных городских школ – педагогический лицей

В финале они выступают последними, но я их сразу узнаю, как и все школьники и учителя, кто бывает на общешкольных городских конкурсах. Ведь это четвертый димитровградский конкурс, в котором этот класс выходит в финал, и второй, где этот класс стал победителем! Они удивительные – 27 ребят-солнышек, которые с первого класса учатся вместе. Как они шли к этой победе? Рассказ об этом – это такая фактура! Просто настоящая находка для авторов педагогического пособия с любым из названий, например, «Для классных руководителей, которые хотят воспитать класс лидеров» или «Для чего нужны школьные конкурсы?!» Да-да, на примере этого класса можно мотивированно, аргументированно и эмоционально говорить о пользе школьных конкурсов, о том, как важно найти общий язык классному руководителю и детскому коллективу, как необходимо, чтобы личные качества педагога и учеников дополняли друг друга… И о том, что в школе, особенно в системе воспитания учительско-ученического коллектива должна работать команда единомышленников, любящих детей, свою работу, отдающих этому школьному дому душу, сердце, большую часть своего времени, сил и знаний, можно рассказывать на примере этого победителя конкурса «Самый классный класс 2008 года».

Вот представьте себе: пару лет назад, только придя в среднюю школу от заботливой классной мамы из начальной школы, эти ребята попали к молодой, красивой, веселой, энергичной, а главное, такой любящей их, не жалеющей времени и сил для общения с классом, учительнице – Марине Викторовне Хмурчик. Когда они встретились, ребята были еще очень маленькими, а учительница – очень молодой, но они с первого дня очень хорошо понимали друг друга и чувствовали, что должны друг другу помочь, чтобы успешно повзрослеть вместе! Когда мы с фотокорреспондентом работали на конкурсе «Молодой учитель года», то выделили именно ее и этот класс – из-за искренности, из-за желания победить, из-за полного взаимопонимания этих участников, из-за их ярких добрых улыбок… Я очень хорошо помню, как плакали мальчишки и девчонки, как кричали членам жюри: «Вы не правы, наша Марина Викторовна – лучшая!» Тогда они не стали первыми, но не отказались от борьбы за право быть признанными победителями. Решили, что нужно работать и сплотились еще больше. И вот уже они как 7«а», вышли на сцену Первого городского конкурса «Самый классный класс» и стали финалистами в младшей возрастной подгруппе, заняли третье место. Эта команда «Пчелки» тогда тоже понравилась многим. А их девиз: «Упорным трудом знаний мед соберем!» оказался пророческим.

Да, собственно, после первого своего конкурса они поняли, что нельзя останавливаться на обиде, что главное – не победа, и даже не участие в конкурсе, а их классная жизнь! И они опять пошли за своей классной и вместе победили. И так радовались, когда Марина Викторовна Хмурчик заняла первое место в городском конкурсе «Самая классная классная»! Наконец-то детские убеждения и мнение взрослого жюри совпали! Радости не было предела. Даже мы с фотокорреспондентом подпрыгивали, предвидя, какой хороший материал можно сделать для родной газеты. А потом Марина Викторовна уехала в Сирию, где работает военным переводчиком ее муж. А 7«а» еще подрос и стал 9«а». И вот мы опять встретились на конкурсе! А девятиклассники пишут письма своей классной Марине и любят нового классного руководителя, одно другому только помогает… И я уверена, что о своей победе в конкурсе «Самый классный класс» написали в Сирию сразу же, в вечер победы!

Сегодня 9 «а» педагогического лицея учится и живет под руководством классной мамы Натальи Владимировны Восканян, учителя, который не только в совершенстве владеет английским языком сам, но и учит этому языку своих учеников так, что они влюбляются в этот предмет на всю жизнь, как и в прекрасную учительницу. Наталья Владимировна – одна из самых «выездных» англичанок города, бывала во многих странах, о чем часто с восторгом и множеством интересных подробностей рассказывает своим ученикам. Была и в Англии, и в Америке… Например, летом 2005 года ездила со студентами как координатор программы в американский штат Теннеси.

А еще – она уважает и любит свой 9«а», по-настоящему, стараясь научить ребят всему, что сама знает и умеет. Когда шел финал, она очень волновалась, мы пытались беседовать, пока жюри подводило итоги. И первое, что она сказала, «главное для меня – это то, что мы с ребятами друг друга понимаем и уважаем». Когда в учительской недавно ей сказали, что ее 9 «а» похож на нее, потому что это интеллигентный, воспитанный класс, учительница восприняла это как самую важную награду…

А еще как-то пару недель назад в нашей редакции раздался телефонный звонок от родственников ее ученицы, которые просили нас написать о том, что Восканян даже в житейских проблемах, которые в школе случаются нередко, никогда не отстранятся, поступает, как настоящая мама. Например, случилось так, что ее ученице стало плохо на занятиях. Конечно, можно было отправить девочку домой, но учительница забеспокоилась и решила, что лучше вызвать «Скорую помощь» и перестраховаться, чем не оказать медицинскую помощь вовремя. И оказалась права: девочку вовремя прооперировали, врачи сказали, что были дороги даже минуты и благодаря классной руководительнице они не были потеряны. Вот так и живет 9«а»: и в горе, и в радости – каждый день вместе, именно вместе, а не просто рядом!

Продолжается конкурс, звучат слова ведущей:

Прекрасен классный

ваш союз,

Союз сердец и братства

нерушимый.

И каждый лицеист внес

личный вклад

В фундамент знаний,

дружбы нерушимой.

И на сцене с флагами появляются выросшие «пчелки» самой классной классной Марины вместе со своей сегодняшней классной мамой Натальей Владимировной Восканян. Опять победители, действительно, такие интеллигентные, умные, такие же энергичные, живые, творческие и очень активные. Класс, который растили хорошие педагоги! Беседовать с ними, как всегда, одно удовольствие. Так что наше интервью, когда вопросы задавала я одна, а ответы получала от трех взрослых (классного руководителя Натальи Владимировны Восканян, заместителя директора по воспитательной работе Татьяны Александровны Галактионовой и старшей вожатой Валентины Ивановны Казеевой) и 27 детей, получилось искренним и классным!

Корр.: Какие они?

Взрослые:

– 9 «а» – это класс, на который в нашем педагогическом лицее все равняются. Они безотказные, творческие, активные. Берутся за все, и все у них получается! Их всегда найдешь в пионерской. Вот редактор нашей школьной газеты «Четвертачок», вот наши артисты, музыканты, художники, спортсмены – это все 9«а»…

– Наталья Владимировна, как вы решились пойти на такой конкурс с классом, где вы работаете классным руководителем первый год?

– Только потому, что я свой 9 «а» знаю очень хорошо, уже целых девять лет, ведь я преподаю в этом классе английский с первого класса. Наш главный классный принцип, который всегда работает: я уважаю их, они уважают меня, мы все взрослые и отвечаем за свои дела, слова, поступки. И наша сегодняшняя победа – доказательство тому, что взаимное доверие очень помогает. Оно и дает полное взаимопонимание. И еще, у нас в классе – все личности, мы в этом уверены, и талант каждого важен и нужен. Вот нет, к сожалению, сегодня с нами на конкурсе нашего музыканта Леши Мыкитенко (он как раз по своим творческим делам уехал, но его мама в группе поддержки – сегодня с нами!) уж он бы сыграл так, что все бы пришли в полный восторг. А наш родительский комитет: Карман, Малиновские, Мыкитенко, Агафоновы, Красильниковы – это тоже полноправные члены нашего класса, с такими родителями любой класс победит, ведь дети этих пап и мам так воспитаны и образованы, что можно гордиться!

– Ребята, а что вы чувствуете сегодня, в момент победы? Я видела, как вы радовались, услышав, что заняли первое место. Ну а если бы не выиграли, расстроились?

– Мы очень рады, но даже если бы жюри решило иначе, то мы бы не стали горевать, потому что знаем, что даже сама подготовка к конкурсу была для нас праздником. Мы все успели за очень короткое время, потому что просто привыкли все делать вместе, сконцентрировавшись на цели. Главное – вместе!

А потом каждый добавлял:

– Я так люблю свой класс, что всем знакомым рассказываю, как у нас здорово.

– А я считаю, что мы победили, потому что в нашем педагогическом лицее, пусть не обижаются другие школы, особенный дух – демократии и творчества, не зря же мы свою школьную республику назвали БЭМС, ведь мы именно такие – боевые, энергичные, молодые, симпатичные! А еще мы самые дружные и сплоченные, поэтому и победили как самая классная команда.

– И еще, важно, что мы выступали, да и готовились к этому конкурсу вместе. Жаль, что наш 8 «б» со своей прекрасной классной Таисией Федоровной Картавцевой занял второе место, они вполне могли победить. Мы благодарны им за поддержку на конкурсе. Со сцены, во время выступления в финале мы видели глаза восьмиклашек и чувствовали, что не можем проиграть! Мы тоже очень за них болели!

– А хотите ли вы еще участвовать в школьных конкурсах?

– Конечно! У нас еще два школьных года впереди, жаль только что в следующем году придется выбирать предметный профиль и вряд ли мы останемся все вместе… Очень это будет трудно, для нас класс значит так много, что будет нелегко сделать выбор, даже если придется выбирать между будущей профессией и родным коллективом.

– Почему вы выбрали такое название и направление своего выступления в конкурсе – «Патриоты»?

– Потому что мы – патриоты! Ну а идея была Кристины Малиновской!

– Кристина, почему возникла такая идея?

– Да просто у нас в классе все любят историю, сами мы очень неравнодушны к России, чувствуем себя настоящими россиянами. И все это во многом благодаря нашему учителю истории Алексею Ивановичу Фирсову.

– А какие еще предметы вы любите, ребята из 9 «а»?

– Математику, химию, русский, английский, ОБЖ, физкультуру…

– Да уж, точно – все разные и все вместе! Часто ли общаетесь после уроков, не устаете ли друг от друга?

– Общаемся постоянно, но нам всегда не хватает этого общения, оно нам никогда не надоедает. Нам в классе комфортно, интересно, мы дополняем друг друга, и если кого-то нет, сразу это ощущается…

– А какое самое классное пожелание, которое вы, победители, можете сделать городскому конкурсу «Самый классный класс»?

– Желаем процветания, чтобы он был всегда, чтобы это был конкурс-праздник для команд-участников, для зрителей и родителей. Пусть все классы помнят этот конкурс всю жизнь как символ школьной дружбы. А жюри хотим пожелать, чтобы всегда справедливо оценивали участников, невзирая ни на что! И пусть на городской финал этого конкурса будет иметь возможность прийти любой школьник, чтобы и родителям, и учителям, и всем участникам и их друзьям хватало мест в зрительном зале!

А от себя я снова хочу добавить: может быть стоит все-таки и представителям городской власти приглядеться именно к этому конкурсу и возобновить димитровградскую традицию: лучших школьников награждать именно на уровне самых серьезных городских руководителей. Наши дети этого стоят, да и общение городских руководителей с ребятами-лидерами себя оправдывает, история нашего города дает немало тому подтверждений.

Лариса БЕЛИНЕНЕ