В продолжение истории про выделенную полосу для ОТ После публикации статьи нам (ГОО “УЗТ”) говорилось, что проблему мы подняли, а вот решения так и не предложили.

Ниже описаны наши предложения по обустройству выделенной трамвайной полосы и организации посадки и высадки пассажиров с автотранспорта.

Но пока постараемся объяснить, почему мы против предлагаемой выделенной полосы для ОТ на мосту через Свиягу.

В первую очередь, отметим, что практически нигде на постсоветском пространстве так и не появилось нормально работающих частных перевозчиков. Для большинства из них основополагающим является сбор выручки, а не соблюдение графика перевозки, и из-за этого страдает тот транспорт, который работает по городскому заказу и обеспечивает выполнение перевозок и соблюдение расписания.

Рассмотрим все плюсы и минусы выделенной полосы для общественного транспорта в современных реалиях на территории Российской Федерации.

Плюсы: транспорт обеспечивает высокую скорость передвижения, свободен от заторов, движется в одном узком коридоре, пассажирам не надо перебегать с одной остановки на другую для пересадки между маршрутами и видами транспорта.

Минусы: перестроение через несколько полос поперёк всего транспортного потока как для въезда на выделенную полосу, так и при съезде с данной полосы. Посадочные площадки сделаны на бывшей дороге, на этой же дороге и сделан подземный переход, и места для проезда остаётся только по трамвайным путям. Хотя некоторые умудряются так проехать, что людям от машин приходится прыгать на плиты.

Скорость трамвая в нашем городе сведена к минимуму не по причине того, что трамвай не способен быстро ездить из-за своих конструктивных особенностей, и не потому, что трамвайные пути такие разбитые. А, в основном, из-за злостного несоблюдения ПДД большинством участников дорожного движения, провоцирующем аварийные ситуации. Ограничение скорости проезда мимо баз и складов как на улице Локомотивная так и на проспекте Гая. В другом месте из-за указания наших депутатов, что трамвай им мешает думать, когда он проезжает мимо их окон по улице Радищева. В другом случае из-за жалоб жильцов, что им мешает трамвай своим громыханием.

Но во всех этих случаях трамвай не виноват. Стоит только соблюдать правила дорожного движения, и не надо будет «красться» трамваю. Стоит провести исследования и непредвзято оценить обстановку, как станет ясно, что в общем транспортном потоке трамвай не выделяется, а слышен только шум от автотранспорта. В качестве примера можно привести случай в одном российском городе, где жители одного из домов написали обращение о снятии трамвая и мотивировали её тем, что трамвай им мешает и надо его ликвидировать. То есть демонтировать пути и устроить автопарковку. После тщательного изучения ситуации, выяснилось, что на самом деле трамвай мешает лишь в ночное время, ликвидировать ничего не нужно, а жильцы согласны, чтобы до выполнения капитального ремонта путей, трамвайные вагоны лишь снижали скорость при прохождении мимо дома в ночное время. По обоюдному согласию сторон было принято такое решение: с 22:00 и до 6:00 ограничить скорость движения трамваев до 25 км /ч.

Хотим отметить, не 15, 10 или 5 км /ч, а именно 25 км/ч, и не круглые сутки, как сделали у нас, а только в ночное время. Шум от трамвая присутствует не в силу его неотъемлемых конструктивных особенностей, а из-за сильно изношенных путей, на качественных рельсах трамвай шумит не сильнее современного легкового автомобиля на хорошем асфальте.

Если мы, а точнее наши власти, хотят добиться плюсов от введения выделенных полос для ОТ, нужно следовать примеру Питера, а Перми. Там решением губернатора были введены выделенные полосы именно для трамваев, а всех сотрудников администрации обязали хоть раз в неделю пользоваться не автомобилем, а общественным транспортом.

Но вернёмся к общественному транспорту в нашем городе.

Не все, наверное, помнят о том, что к спиртзаводу, расположенному на улице Карла Либкнехта, ранее существовал железнодорожный путь от старого железнодорожного вокзала. Этот путь проходил под мостом на улице Минаева, и как раз рядом с ним был построен существующий подземный пешеходный переход. Рядом есть и лестница для спуска к, тогда ещё разрешённому, пляжу, нет только тротуара, освещения и оборудованных заездных карманов для остановки автотранспорта для высадки и посадки пассажиров.

Вот и предлагаемое нами решение проблемы в районе моста через Свиягу:

а) отменить движение безрельсового транспорта по трамвайным путям;

б) рядом с существующими лестницами оборудовать заездные карманы для автобусов и остановочные площадки;

в) для обеспечения безопасности прибывающих пассажиров, обустроить пешеходный переход на месте ранее ликвидированных железнодорожных путей под мостом улицы Минаева.

Такое решение позволит разделить потоки рельсового и безрельсового транспорта по мосту, обеспечит удобную связь районов по обе стороны улицы и подход пассажиров к остановочным пунктам, повысит скорость движения, как трамваев, так и автотранспорта и позволит значительно сократить аварийность.

Однако создается впечатление, что на самом деле с самого начала задача ставилась по-другому, а именно отвести стабильный высокий платежеспособный пассажиропоток с трамвая на микроавтобусы частных перевозчиков.

Не многие хотели перебегать улицу, а потом давиться при попытке сесть в «маршрутку».

А сейчас все условия созданы для того, чтобы увести пассажиров с трамвая. Именно увести, а не увезти, ибо микроавтобусы все равно всех увезти не смогут. А вот трамвай может пострадать от оттока платежеспособных пассажиров и от него потом постараются избавиться, как от дорогого, хотя и вместительного вида транспорта.

А сейчас, не смотря на то, что выделенная полоса заканчивается вместе с мостом, «маршрутки» как ехали по трамвайным путям, так и продолжают двигаться дальше, создавая аварийные ситуации и помехи движению трамваев.

И в заключение хотелось бы рассказать и о том, что такое Лиговка.

На территории России первый опыт по обустройству выделенной полосы для общественного транспорта был Санкт-Петербург. Раньше по середине проспекта на участке от Московского вокзала и до Обводного канала был бульвар усаженный липами. По этому бульвару проходила трамвайная линия.

В 2007 году на Лиговском проспекте от Кузнечного переулка до Расстанной улицы была организована выделенная полоса и предназначена она для движения общественного транспорта.

Минусы описали выше, но не все. Были и ещё один минусы. С устройством выделенной полосы для ОТ вопрос стоял или трамвай должен на этой полосе остаться или троллейбус. Выбор пал на трамвай. По всему проспекту движение троллейбусов прекращено, на участке от Кузнечного переулка до 2й Советской улицы были демонтированы трамвайные пути и вырублен весь бульвар. Трамвай хоть и остался, но и его уже изгоняют с его же исконных мест.

Есть и плюсы, к тем которые были описаны выше, но с Лиговского проспекта убрали волевым решением все газели, и на выделенной полосе им было не место, на проспект вышли автобусы большой вместимости которые и стали работать в одном строю с трамваем и перевозящие пассажиров по единому тарифу, коммерческого транспорта на полосе нет. Хоть данное решение и не лишено недостатков, но полоса работает.

Андрей Елисеев