Каждый год в России расторгается 700 тысяч браков, количество детей, остающихся без одного из родителей, по разным данным, составляет от 500 до 770 тысяч. При этом лишь 16 процентов разведенных мужчин добросовестно выплачивают алименты оставленным детям. По стране на сегодня уклоняется от своих родительских обязанностей 10 миллионов алиментщиков с общим долгом перед своими детьми в миллиард рублей.
На работу – вне очереди Из 420 уголовных дел, возбужденных ульяновскими приставами-дознавателями Федеральной службы судебных приставов за девять месяцев этого года, 90 процентов – в отношении алиментщиков.
– На долю приставов выпадает и взыскание алиментов, и розыск нерадивых отцов, и обращение к работодателям алиментщиков, выплачивающим зарплату «в конвертах», рассказала пресс-секретарь УФССП по Ульяновской области Евгения Фетисова. – Чаще всего злостные должники по алиментам нигде не работают, злоупотребляют алкоголем, отсутствует и имущество, на которое можно было бы наложить арест.
Чтобы хоть как-то воздействовать на таких людей, судебные приставы заключили соглашение со службой занятости населения. Согласно договоренности, бюро занятости подыскивает вакансии алиментщикам вне очереди.
– Нет такого закона, который обязывал бы человека работать, поэтому эффективность наших совместных действий не очень велика, – говорит замначальника Управления государственной службы занятости населения по Ульяновской области Анатолий Полуэктов.
– К этой категории безработных мы относимся по-особому, но она очень тяжелая. Они от семьи-то скрываются, не то что от нас. Большинство из них не желает трудиться и тем более переобучиваться, однако те немногие, что сами дошли до нас, – уже результат. По крайней мере, семья в этом случае может рассчитывать на отчисления с пособия по безработице.
Забывчивый папа Сейчас максимальное наказание для нерадивых родителей – год обязательных работ. Это повод скрываться от приставов, поскольку их задержание возможно только по тем статьям, где предусмотрено лишение свободы.
Житель поселка Николаевка М. в течение двух лет «забывал» перечислять деньги своим четырем несовершеннолетним детям. За два года в итоге накопилось 142 тысячи рублей. Изначально суд постановил, что мужчина должен ежемесячно перечислять на содержание детей восьмую часть своего заработка. Официально должник нигде не работал, но приставам стало известно, что, подрабатывая, он каждый месяц получал три-четыре тысячи рублей. После очередного рассмотрения дела суд признал М. виновным по статье 157 УК РФ (злостное уклонение родителей от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей) и приговорил к исполнительным работам с удержанием 10 процентов заработка.
Мужчина на принудительные работы не являлся, тогда суд принял решение лишить должника свободы направить его для отработки долгов в колонию-поселение.
Посадить алиментщика за решетку – не самоцель для приставов.
Главное – побудить его исполнить свои обязательства. Часто приставам приходится быть психологами.
В этом смысле в УФССП трудятся настоящие таланты с умением найти контакт с самым отъявленным алиментщиком. К примеру, исполнителю ОСП по Ленинскому району Надежде Резяповой по ходу ведения исполнительных производств удается воссоединять семьи – на ее счету таких уже три. Начальство ставит в пример всем опыт другого пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Заволжскому району – Елены Ванчуговой. На ней – семьдесят алиментщиков. Почти ни у кого из них нет ни работы, ни документов. Тем не менее многие приносят заработанные гроши Елене Викторовне добровольно. Один из ее «клиентов», являясь отцом двоих детей, не работал в жизни ни одного дня, а большую часть проводил в местах не столь отдаленных. Попав в руки Ванчуговой, остепенился: устроился разнорабочим, бросил пить, начал исправно платить алименты.
Но месяц назад случилась трагедия – на работе произошел несчастный случай, и мужчина погиб вместе со своим начальником…
За долги в монастырь Примеров, когда люди возвращаются к нормальной жизни, поднимаясь со дна, у судебных приставов множество. Вот похожая на рождественскую сказку история, которая случилась с Олегом Н. из Ульяновска. В начале года мужчиной занялись приставы-исполнители. Несколько лет он не платил алименты на двух детей. В итоге накопилась довольно внушительная сумма – более 60 тысяч рублей.
Бывшая супруга должника обратилась в суд, который встал на ее сторону и обязал недобросовестного родителя отдать долг семье.Когда приставы собирались наложить арест на имущество должника, выяснилось, что у того нет вообще ничего. Устраиваться на работу Н.
не стремился, поэтому помощь в этом деле ему оказали представители закона. В итоге должник оказался… в церкви, куда его приняли на должность служителя-разнорабочего. Нерадивый отец оказался мастером на все руки – в храме он и за плотника, и за столяра, и за садовника. Долг с божьей милостью постепенно сокращается.
Кто-то из алиментщиков скрывается сам – один из таких с долгом в полмиллиона рублей ускользает от приставов каждый раз в самый последний момент, переезжая на новое место жительства, другие скрывают свои доходы.
Алименты на содержание несовершеннолетней девочки начислялись с пенсии отца. В то же время, как выяснили приставы, нерадивый папаша занимал не последнюю должность в крупной страховой компании, плюс ко всему числился помощником депутата.
Тайные связи становятся явными Еще одна мера воздействия на алиментщика – лишение его родительских прав. Такого судебного решения добилась мать ребенка, в течение 17 лет получавшая алименты в 200 рублей. В итоге у нотариуса был подписан документ о том, что отец впредь не будет претендовать на свое содержание дочерью.
Приставам в ходе работы поневоле приходится вникать в жизнь семей, нередко при этом раскрываются тайны – готовый сюжет для сериала. В отдел судебных приставов по Ленинскому району поступил исполнительный документ от коллег из Мурманска о взыскании алиментов с некоего К. Исполнитель, как и полагается, направил по месту жительства должника постановление о возбуждении исполнительного производства. После этого поступил звонок, в котором жена должника заявила о нелепой ошибке приставов. Но оказалось, что никакой ошибки не было. К., как выяснилось, часто ездил в этот северный город в командировку, и у него там рос восьмилетний ребенок. Изначально он перечислял деньги на содержание добровольно, но потом перестал, вот мать дочери и обратилась в суд.
Вадим ПИЛЮКОВ