Проект местного бюджета на 2009-й и два последующих года недавно обсуждался на публичных слушаниях, которые проходили в ЦКиД «Восход». Начальник управления финансов Ольга Лебедева подробно рассказала горожанам, посетившим это мероприятие, какие расходы сможет позволить себе наше муниципальное образование, исходя из прогнозируемых на следующий год доходов.
Наша газета попросила Ольгу Анатольевну прокомментировать некоторые разделы проекта главного финансового документа Димитровграда
– Ольга Анатольевна, какие ориентиры ставили перед собой специалисты администрации города и в частности управления финансов при формировании проекта бюджета на 2009-й и два последующих года?
– Приоритеты бюджетной политики нашего муниципального образования определены в полном соот- ветствии с основными положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, основными направлениями бюджетной политики Ульяновской области, а также требованиями Бюджетного и Налогового кодексов. Стараясь обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджета, расширить горизонты бюджетного планирования, стимулировать бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов и повысить качество управления финансами в бюджетном секторе, мы сконцентрировали внимание на выполнении следующих задач. Первая – это создание условий для развития доходной базы бюджета города. Вторая – составление проекта бюджета города на трехлетний период на основе реестра действующих расходных обязательств муниципального образования «Город Димитровград». И третья – внедрение эффективного финансового контроля за использованием бюджетных средств и мониторинга качества управления финансами их главными распорядителями, а также использование современных технологий финансового менеджмента, включая автоматизацию процесса планирования бюджета города.
– Наверное, непросто было просчитать доходы и расходы муниципалитета сразу на три года вперед. Какие параметры для этого использовались?
– При разработке проекта доходной части местного бюджета на три ближайших года применялись следующие параметры прогноза социально-экономического развития города: темп роста фонда оплаты труда (этот показатель в следующем году должен составить 123,1 процента, в 2010-м – 118,4 процента, в 2011-м – 117,7 процента) и индекс потребительских цен (112, 108,5 и 107 процентов соответственно). Исходя из этого, доходы бюджета определены в следующих объемах: на 2009 год -1086 миллионов рублей, на 2010 год – 1224,9 миллиона рублей, на 2011 год – 1355,1 миллиона рублей.
– Поскольку оценить ситуацию в столь отдаленной перспективе большинству горожан, не являющихся специалистами в области финансов, представляется весьма затруднительным, давайте подробнее поговорим о приближающемся 2009-м. Итак, увеличится ли бюджетная обеспеченность димитровградцев, по сравнению с текущим годом?
– Если сравнивать бюджетную обеспеченность жителей нашего города, заложенную в первоначальном плане на текущий год, то она составляла 6,61 тысячи рублей в расчете на одного жителя. В проекте бюджета на следующий год эта цифра увеличилась до 8,53 тысячи рублей.
– Какая же часть доходов из запланированных 1086 миллионов рублей придется на долю собственных доходов бюджета города Димитровграда? И сколько средств должно поступить в город из других уровней бюджета?
– Поскольку на следующий год планируется уменьшение размера дотаций, получаемых из областного бюджета, то общая сумма безвозмездных поступлений прогнозируется в в размере 259,7 миллиона рублей. В эту сумму включены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 25380 тысяч рублей, субвенции на выполнение передаваемых полномочий субъекта Федерации – 218291 тысяча рублей, субсидий – 16032,3 тысячи рублей, в том числе и на развитие социальной и инженерной инфраструктуры – 4000000 рублей.
В то же время собственные доходы города, запланированные в объеме 826,3 миллиона рублей, должны вырасти на 13,4 процента, или на 83 миллиона рублей, по сравнению с уточненным планом текущего года. Таким образом, доля собственных доходов местного бюджета увеличится с 60,8 до 76,1 процента.
– Большая часть местного бюджета традиционно формируется за счет налоговых доходов. Вырастут ли они в следующем году?
– В соответствии с проектом бюджета налоговые доходы Димитровграда должны составить 626,9 миллиона рублей, что на 20,7 процента больше, чем предусматривалось в уточненном плане текущего года. В частности, поступления по налогу на доходы физических лиц, который является основным доходным источником в структуре доходной части бюджета, прогнозируются на уровне 525 миллионов рублей, что превышает уровень уточненного плана 2008 года на 23,1 процента. Таким образом, доля этого налога в общем объеме собственных доходов города возрастает с 57,4 до 63,5 процента.
С учетом индекса изменения потребительских цен поступления по единому налогу на вмененный доход запланированы в сумме 49,1 миллиона рублей, по налогу на имущество физических лиц – 14,1 миллиона, по земельному налогу – 27,9 миллиона, по другим налогам – 10,6 миллиона.
– Ожидается ли увеличение неналоговых доходов?
– Планируемый объем неналоговых доходов – от использования муниципального имущества, продажи материальных и нематериальных активов, оказания платных услуг, возмещения разного рода ущерба, в том числе в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду – на 2009 год составляет около 199,4 миллиона рублей. Это ниже уровня текущего года, в ходе которого по данной статье планируется получить 224 с лишним миллиона рублей. А в общей сложности доля неналоговых доходов в доходах бюджета на 2009 год составит 24,1 процента.
– Скажите, это окончательные цифры или они еще могут измениться в сторону увеличения?
– Конечно же, они могут меняться, ведь планируется целый комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию и усилению администрирования поступлений налоговых и неналоговых доходов. Достичь этого нам позволит плотное взаимодействие с налоговыми и иными территориальными подразделениями органов государственной власти по повышению уровня собираемости налогов и сборов, сокращению недоимки, усилению налоговой дисциплины, по вопросам легализации заработной платы наемных работников и доведению официальных доходов до величины прожиточного минимума.
Также намечается активизация работы по регистрации права муниципальной собственности на землю, что позволит получить дополнительные доходы от сдачи в аренду земельных участков.
– С доходами, кажется, разобрались. Теперь давайте поговорим о расходах. В каком объеме они планируются на следующий год?
– Расходы местного бюджета на 2009 год в проекте основного финансового документа определены в объеме 1131 миллиона рублей. Это превышает уровень первоначального плана на текущий год на 28,4 процента.
– Какие приоритеты в расходной части бюджета сохранились?
– Поскольку важнейшими задачами бюджетной политики являются обеспечение сбалансированности местного бюджета, исполнение принятых расходных обязательств и повышение эффективности бюджетных расходов, то основные направления действий органов местного самоуправления города сосредоточиваются на тех сферах, которые непосредственно определяют качество жизни граждан: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство.
В условиях недостаточности доходного потенциала для обеспечения в полной мере выполнения всех расходных обязательств муниципалитета перед нами стояла задача: сконцентрировать расходы на наиболее приоритетных направлениях развития города с целью дальнейшего увеличения инвестиционной составляющей местного бюджета при сохранении его социальной направленности. Поэтому основные приоритеты расходования средств местного бюджета на 2009 год остались прежними. Они направлены на решение следующих задач: выполнение действующих обязательств социального характера; благоустройство территории города, включая его озеленение и освещение, ремонт, строительство и нормативное содержание дорог; капитальный ремонт ветхого и строительство нового жилья; капитальный ремонт и модернизация объектов коммунального хозяйства; под- держка малого бизнеса; обеспечение личной безопасности населения.
– Как это отражено в бюджете?
– На выплату заработной платы с обязательными начислениями будет направлено 564717 тысяч рублей, что составляет 51,1 процента об общей суммы планируемых расходов.
Расходы бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы учтены в полном объеме от потребности. На это будет направлено 68292,9 тысячи рублей, или 6 процентов от общей суммы расходов.
Расходы на питание составят 76737,6 тысячи рублей (6,8 процента от общей суммы), на содержание города – 128407,6 (11,4 процента), на услуги по содержанию имущества – 30708,8 тысячи рублей (2,7 процента), на увеличение стоимости основных средств 58327 тысяч рублей (5,2 процента), на выплату пособий по социальной помощи – 42642,2 тысячи рублей (3,8 процента). Прочие расходы составят 161152,3 тысячи рублей, что составляет 13 процентов от общей суммы расходов бюджета.
– Если сравнивать по отраслям, то какая из них будет финансироваться в большей степени?
– Проект бюджета города ориентирован, прежде всего, на увеличение финансирования расходов социального блока. Основная доля расходов бюджета – 70 процентов от общего объема – будет направлена на финансирование социальной сферы. Причем наиболее весомые вливания получит раздел «Образование» – 600035 тысяч рублей, из которых 282151,6 тысячи предполагается направить на дошкольное образование и 285498,9 тысячи – на общее образование.
За счет субсидий на реализацию областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области на 2007-2010 годы» также предусмотрены средства на строительство, капитальный, текущий ремонт и материально-техническое оснащение образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования (6996,5 тысячи рублей) и стимулирующие выплаты младшему обслуживающему персоналу образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования (2071,7 тысячи рублей).
– Димитровград является полноправным участником программы «Здоровый город». Какой суммой будет подтверждено это участие?
– Несмотря на то, что большая часть медицинских учреждений города перешла в ведение Федерального медико-биологического агентства и финансируется из федерального бюджета, вот уже несколько лет подряд мы предусматриваем расходы на здравоохранение и на местном уровне. В 2009 году на финансирование подраздела «Здравоохранение» предполагается направить 15775,6 тысячи рублей. В частности, за счет субсидий, получаемых из областного бюджета, предусмотрены средства на дополнительные выплаты водителям автомобилей и младшему медицинскому персоналу скорой медицинской помощи (1814,6 тысячи рублей).
За счет средств местного бюджета предусмотрены расходы по городским целевым программам: «Развитие детской стоматологии в общеобразовательных учреждениях города Димитровграда на 2007-2010 годы» – 225 тысяч рублей; «Повышение качества эффективности офтальмохирургической помощи населению города Димитровграда на 2008-2009 годы» – 350 тысяч рублей.
Кроме того, на обеспечение населения ле- карственными средствами и изделиями медицинского назначения выделяется 4000000 рублей, на содержание социальных коек в детской больнице, медико-социальных коек для больных без определенного места жительства, а также на содержание отделения паллиативной помощи – 5500 тысяч рублей.
– Сколько средств будет выделено на культуру и другие сферы жизни города?
– На финансирование раздела «Культура» предполагается направить 52707,1 тысячи рублей, что составляет 4,7 процента от общей суммы расходов. На спорт и физическую культуру выделяется 65281,3 тысячи рублей, на социальную политику – 49814,4 тысячи рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство – 122608,1 тысячи рублей.
Кстати, в числе приоритетных направлений бюджетных расходов на 2009 год числится и модернизация городской транспортной инфраструктуры. На ремонт дорог, замену светофорных объектов и дорожных знаков в бюджете города предусмотрено 70000000 рублей. Для сравнения: в 2008 году на содержание дорожного хозяйства направлено 56200 тысяч рублей.
– В начале интервью вы упомянули и о повышении личной безопасности граждан. Что вы имели в виду?
– То, что для решения задач личной безопасности населения в проекте бюджета города предусматриваются средства на реализацию городской целевой программы «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части населения города Димитровграда на 2006-2009 годы» (435,8 тысячи рублей) и межведомственной целевой программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории города Димитровграда на 2007-2010 годы» (3647,2 тысячи рублей).
– Какие еще задачи позволит решить разработанный, публично обсуждавшийся и предоставленный на утверждение депутатов проект бюджета на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов?
– Полагаю, что он будет способствовать повышению уровня жизни работников муниципальных бюджетных учреждений и внедрению новых подходов в оплате их труда, реализации приоритетных национальных проектов, создающих основу для повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем. Впрочем, в этом документе еще многое предусмотрено. И я надеюсь, что реализации этих планов ничто не помешает.
– Ольга Анатольевна, спасибо за подробный рассказ о проекте основного финансового документа, который был сформирован специалистами вашего управления при активном участии всех служб муниципалитета и депутатского корпуса. Надеемся, что утверждение этого проекта не заставит себя ждать, и в новый 2009 год город войдет с полным бюджетным финансированием.
Беседовала Светлана КНЯГИНИНА