Внезапно нагрянувший мировой финансовый кризис заставил российских предпринимателей и распорядителей бюджетных средств пересмотреть свое отношение к расходам и по максимуму их оптимизировать – не до жиру тут, как говорится, когда на помощь извне в виде банковских кредитов рассчитывать не приходится и остается полагаться только на собственные силы и ресурсы.

Одним из последних примеров такой оптимизации в нашем регионе может служить желание губернатора повсеместно – от регионального правительства и ЗСО до муниципалитетов и представительных органов власти – сократить чиновничий аппарат. Инициатива эта, естественно, не вызвала горячего одобрения в «бумажных» чиновничьих душах и не нашла пока широкого применения на практике. Но то, что пришла она на ум Сергею Морозову, что называется, не от хорошей жизни и что ее реализация поможет хотя и незначительно, но оптимизировать расходы и направить их в более рациональное русло, это сомнению не подлежит.

Мы уже сказали, что губернаторское «ноу-хау» не нашло горячей поддержки в чиновничьей среде. Более того, местами оно и, наоборот, вызвало действия прямо противоположные, и отдельные министерства и ведомства регионального уровня вознамерились даже не сокращать, а расширять штаты своих сотрудников (а если и сокращать, то весьма незначительно). А вот на уровне муниципалитетов вообще, похоже, сделали вид, что намерения главы региона их не касаются. И если, скажем, Законодательное собрание области откликнулось на них живо и быстренько изменило свою структуру в сторону уменьшения численности оплачиваемых депутатов и аппарата ЗСО, то ульяновская гордума решила не подвергать себя болезненной операции отсекания лишнего и не самого необходимого. Ее структура остается неизменной, и если ее сегодня дать непосвященному человеку сравнить с измененной структурой заксобрания, то он может прийти к выводу, что городская дума – вышестоящий (над ЗСО) орган власти. Судите сами.

Если у председателя Законодательного собрания Бориса Зотова на сегодняшний день только два заместителя, то у его «младшего брата» Василия Гвоздева – пять! В законодательном органе региона всего четыре комитета, а в представительском муниципальном их ровно вдвое больше!

– Ну и что? – скажет кто-то невозмутимо. – Все равно городские депутаты давно бесплатно работают. Пусть Гвоздев хоть всех их своими замами проведет, что от этого изменится?

Оно так, конечно. На первый взгляд. А если присмотреться?

А если присмотреться, то, даже не принимая в расчет финансовую составляющую реорганизации, можно увидеть, что Законодательное собрание не просто приняло вид некоей облегченной конструкции, но и стало менее бюрократичным и более оперативным органом, что крайне важно в сложных финансово-экономических условиях и в так называемом ручном режиме управления экономикой региона, когда иные вопросы нужно решать быстро и без проволочек. Городская же дума на подобную оперативность не способна по определению! Полагаю, что изменить ее структуру в сторону упрощения не только можно, но и нужно. За примером далеко ходить не надо, его уже дало нам ЗСО.

Вот, скажем, комитеты Думы. Их нет необходимости ликвидировать и создавать заново, достаточно объединить некоторые из них, схожие по профилю. Например, Комитет по бюджету, экономической политике и инвестициям можно уже сегодня объединить с Комитетом по муниципальной собственности, предпринимательству и потребительскому рынку. А Комитет по землепользованию и градостроительству так и просится в один «флакон» с Комитетом по охране окружающей среды и природопользованию. Также объединить, слегка перепрофилировав, можно и другие комитеты Думы.

Далее – по заместителям. Вот зачем, скажите, нужен председателю Думы заместитель, курирующий работу одной только мандатной комиссии? В общем, я считаю, что, сократив количество комитетов Думы с восьми до четырех-пяти, мы сможем и количество «вице-спикеров» уменьшить до двух. И это будет не слепое подражание ЗСО, а даст возможность комитетам полнее и глубже прорабатывать вопросы городской жизни, а всей Думе – работать с большим КПД.

Вне всякого сомнения, что некоторое упрощение строения самой городской думы может вызвать и некоторые, возможно, небезболезненные изменения в ее аппарате. И уже в силу этого идея оптимизации структуры думы обречена на непопулярность и непонимание как моими коллегами, так и сотрудниками аппарата. Но как бы ни хотелось нам жить в ставших привычными рамках, как бы ни было в них тепло и удобно, ломать их рано или поздно придется. И лучше сделать это сегодня, и самим, чем ждать, когда они рухнут завтра под напором стремительно меняющихся условий и обстоятельств.

Изменений требует время.

Геннадий БУДАРИН, депутат Ульяновской городской думы, координатор УРО ЛДПР