Мне давно хотелось разобраться в истории с хищением бюджетных миллионов на сделке по приобретению ангиографа для областной больницы. Не из любви к нашему областному министру здравоохранения, нет. Просто очень уж пахло откровенной заказухой от публикаций на эту тему в «Симбирских известиях». И вот, собрался-таки.

Но сначала – газетная статья более, чем месячной давности. Она – не об уляновском министре здравоохранения Федоре Прокине, а о его коллеге из Сахалинской области. И написана на девять дней раньше, чем «Симбирские известия» запустили свою «бомбу» про 70 миллионов, украденных ульяновскими чиновниками от здравоохранения. А читаешь ее, и возникает ощущение, что ульяновские авторы банально передрали текст у коллег с Сахалина и, слегка перекроив, тиснули его в своем издании – разница лишь в именах и – незначительная – в суммах. Это что, эпидемия такая нахлынула – на сделках с ангиографами воровать – с абсолютно одинаковыми «симптомами»?

Но не буду вас отвлекать. Читайте…

ГЛАВНЫЙ МЕДИК ОБЛАСТИ ПОДОЗРЕВАЕТСЯ В КОРРУПЦИИ

«Арестован Андрей Васильченков, начальник департамента здравоохранения администрации Сахалинской области. В минувшие выходные чиновник был задержан в Москве правоохранительными органами и препровожден в Хабаровск для дачи показаний по уголовному делу.

За четыре дня до этого в служебном кабинете А. Васильченкова следователями был проведен обыск, изъяты документы. После чего он с высоким давлением провел несколько суток в реанимационном отделении областной больницы в качестве пациента, а в субботу в срочном порядке вылетел в столицу, где, как уже известно, и был задержан. Девятидневная командировка чиновника в столицу была запланирована заранее – Васильченков намеревался принять участие в ряде совещаний, побывать на торжественных мероприятиях по случаю юбилея одной медицинской академии и т. д.

Как сообщили в следственной части главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу, уголовное дело возбуждено 11 ноября по ст. 159 части 4 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».

По данным следствия, при проведении конкурсов департаментом здравоохранения на поставку оборудования для нужд медицинских учреждений умышленно создавались условия для победы определенных компаний, вводились в заблуждение члены конкурсной комиссии. В итоге медоборудование закупалось по завышенной стоимости – сумма нанесенного области материального ущерба составляет 60 млн. рублей.

Подробности уголовного дела следствие пока не оглашает. Известно, что в нем фигурирует хабаровская компания «Электрон-Плюс». Из семи организаций, участвовавших в конкурсе-аукционе на поставку ангиографа и компьютерного томографа для областной больницы именно «Электрон-Плюс» был признан победителем, хотя, по утверждению специалистов, предложения других компаний были более привлекательными. Есть предположение, что ООО «Электрон-Плюс» выступало в роли посредника между чиновниками и фирмой – поставщиком оборудования. А искусственно созданная разница между закупочной ценой и фактической стоимостью выливалась в десятки миллионов рублей.

Вероятно, в рамках следствия будут проведены проверки и других фактов. В течение последних месяцев в различные федеральные контролирующие и правоохранительные органы приходили коллективные письма (правда, подписанты не подтверждают свое авторство, и обращения можно считать анонимными). В письмах рассказывается о других приобретениях для областных медучреждений. В частности, отмечается, что закупленные модели аппаратов УЗИ для онкологического диспансера стоимостью по 20 – 30 млн. рублей не стоят этих денег, а цены поставляемых медикаментов на 30 проц. выше розничных.

«С приходом в департамент А. Васильченкова прекратились конкурсы и аукционы в том виде, в каком их трактует федеральный закон, утверждается в письме. Задолго до проведения конкурса уже определяются победители и поставщики, подрядные организации. Других участников удаляют из-за орфографических ошибок в документах или же с помощью угроз. В 2008 году на приобретение медицинского оборудования губернатором выделено около 800 млн. рублей. Изначально при расчетах финансовой заявки на оборудование была заложена практически двойная цена. Не так давно прошел конкурс на поставку оборудования для сосудистого центра на 240 млн. рублей. Аукцион традиционно не состоялся, победу отдали компании «Сименс»…

Получить комментарий по данным фактам в областном департаменте здравоохранения не удалось.

– Вся информация – у руководства, – поясняли начальники отделов. – А руководства на месте нет. Будет ли шеф на месте завтра? Возможно, будет.

Т. ВЫШКОВСКАЯ.

Досье

На должность начальника областного департамента 46-летний Андрей Васильченков был назначен год назад в период обновления А. Хорошавиным своей губернаторской команды. На новую должность пришел не один, а с заместителем, юристом и начальником лицензионного отдела. До руководства департаментом на протяжении трех лет возглавлял областную больницу. А прежде чем занять пост главного врача этого медучреждения, несколько лет отработал заведующим отделением, а затем главным врачом Охинской ЦРБ. По-землячески входит в ближний круг первых лиц области, а также является членом политсовета регионального отделения партии «Единая Россия».

Газета «Советский Сахалин» http://www.sovsakh.ru/ru/news/7245/?p=1

Скажите, а ведь и вправду, все очень похоже c тем, что было опубликовано в наших “СИ”? Та же схема, ну, просто один в один. Неужели чиновники российские так синхронно мыслят по части «стырить»? И что интересно, чиновники-то – и наш, и сахалинский – год назад вступившие в должность (наш Прокин стал министром летом 2007 года). Согласитесь, поверить в массу совпадений трудно. Может быть, перед нами открывается некая, не раз уже опробованная схема увода бюджетных денег?

Но кто ее отработал, кто запустил в действие?

Обратимся к одному из «совпадений». Как в сахалинском, так и в ульяновском деле фигурирует одна и та же фирма-производитель ангиографов – «Сименс». Которая не раз уже попадала в эпицентр крупных коррупционных скандалов (в том числе, и в России). Может из этого «места» ноги-то и растут? Не знаю, откуда взялись в «Симбирских известиях» 70 миллионов похищенных рублей (кстати, «косяков» коллеги, в своем рвении исполнить заказ на «мочилово» Прокина, допустили немало), но и 40 «лямов», названные облпрокуратурой, это для Ульяновска слишком много. И слишком нагло. Настолько, что в это просто не верится.

ТАК БЫЛ ЛИ «МАЛЬЧИК»?

Попробуем разобраться сами? Сначала, обозначим вопросы. Их немного, всего четыре:

1. чьи были выделены деньги на приобретение ангиографа: федеральные или областные?;

2. какой же именно ангиограф был приобретен?;

3. кто владелец фирмы-победителя конкурса и где она зарегистрирована?;

4. почему прокуратура возбудила дело “по факту” и в отношении “неопределенного круга лиц”?

«Симбирские известия» дали ответ лишь на один из поставленных вопросов. Да и то неточный. Чтобы найти правильные ответы, обратимся к предыистории вопроса. В 1996 году в областную больницу был закуплен ангиограф “Дженерал Электрик” стоимостью в 1,3 миллиона долларов. Установка проработала 11 лет и летом 2007 года сломалась. 30 июля 2007-го министром здравоохранения становится Прокин. В августе-сентябре в СМИ уже прошла информация, что в 2008 году в бюджет будут заложены 100 миллионов рублей на покупку нового ангиографа. Об этом, например, заявил господин Баландин в своём интервью, ссылаясь на губернатора. «СИ» же заявляют, что деньги на покупку ангиографа федеральные, точнее, их соотношение с региональными составляет 50/50. Но в этой информации смущает одна “неточность”: решение об участии Ульяновской области в ФЦП по сосудистым центрам (как и сама ФЦП) было принято в октябре 2008 года. Конкурс же на ангиограф проведен 25.12.2007. Косяк со стороны авторов очевидный.

Короче, решил я самостоятельно изучить данный вопрос. И вот, что удалось выяснить из абсолютно для всех доступных источников. Во-первых, было не два, как утверждают «СИ», а три участника конкурса: Казань, Москва и Самара. Нагоняя туману, «СИ» пишут, что данные по НПО “Лучевая диагностика” (победитель) засекречены, но на самом деле они совершенно открыты: ООО НПО “Лучевая диагностика” зарегистрировано в Москве по адресу: ул. Тимирязевская 6. Ее директор – некто Габузян А.А. Исходная цена контракта составляет 96,3 миллиона рублей. Отсюда весьма странным выглядит заявление руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре РФ по Ульяновской области Алексея Виноградова, прозвучавшее не так давно в эфире Первого канала: “Данное оборудование стоило изначально 52 миллиона 800 тысяч рублей. Потом его стоимость возросла до 94 млн. 800 тысяч рублей”.

Однако продолжим. Параметры оценки конкурсной документации: 70% – цена, 20% – качество, 10% – гарантии. Казань сняли с конкурса ввиду того, что была представлена незаверенная нотариально копия выписки из ЕГРЮЛ. Самара решила сыграть на низкой цене, предложила ангиограф “Филипс” за 63(?) миллиона рублей, но её сняли из-за экспертного заключения о несоответствии парамертров предлагаемого аппарата конкурсной документации. Теперь о техзадании. Оно прописано чётко под предполагаемого заказчика, 193 параметра, из которых ангиограф фирмы “Филипс”, предлагаемый самарцами, по экспертному заключению не соответствует по двадцати. Если честно, я, лично, не увидел там особых “косяков”, всё достаточно чётко аргументировано. То есть, наши медики купили более дорогой и более качественный аппарат (хотя я, конечно же, не специалист и сужу как дилетант).

Теперь что касается расценок на ангиограф. У «СИ» и здесь – явный “косяк”: в газете приведена цена на ангиограф модели Axiom Artis FC выпуска 2005 года, а в соответствии с контрактом в Ульяновск должен был быть поставлен ангиограф Axiom Artis dTC30×40 Sensis Lite (Кстати, на указанном в «СИ» сайте “дойчмедик” ангиографы вообще отсутствуют.) Полазив по медсайтам инета, я сделал для себя вывод, что эта модель – “лайт-версия” самого крутого ангиографа, выпускаемого сегодня “Сименсом”. Примерная цена на “крутизну” – от 1,6 миллиона евро или 56 миллионов рублей. Добавляем накрутки на растаможку, прибыль фирмы-импортёра и т.д., получаем цену где-то в районе 70-75 миллионов. Что из всего этого следует?

А вот что: предоплата за поставку – 30% от цены, 60% – после поставки, и 10% -после монтажа в соответствии с контрактом. Если принять версию СИ о финансировании 50/50, то получается, что областной бюджет получил ангиограф, вложив в его покупку всего около 50-и миллионов рублей. Причём около 9 миллионов поставщику еще не заплатили, поскольку ангиограф до сих пор не смонтирован.

Теперь – выводы. Мне они почему-то представляются вполне понятными, и вариантов всего-то два. Первый – «известинский»: что действительно имеет место мошенничество местного уровня, потрачены областные деньги, цена завышена в пять раз, непосредственные виновники – Прокин и Баландин. Мне такой вывод не кажется верным.

Второй вариант: это мошенничество федерального или даже, скорее всего, международного масштаба, деньги федеральные по нацпроекту, задействованы участники, начиная от топ-менеджеров “Сименса” и высоких чиновников Росздрава, тогда Прокин и Баландин – участники (причем, не обязательно посвященные) определённой “схемы”, звенья в большой цепочке, конец которой нужно искать, может быть, даже и не в России. Вот этот вывод, особенно, в свете приведенной в начале статьи из «Советского Сахалина», представляется мне наиболее вероятным.

Впрочем, есть еще и третий вариант: никакого мошенничества не было, ангиограф с такими характеристиками и “наворотами” столько и стоит. Просто местная прокуратура в погоне за спущенным сверху “планом по разоблачению коррупционеров” и клюнув на кем-то подброшенную наживку, «слегка» переусердствовала. Но этот вариант порождает еще один, возможно, главный во всей этой истории, вопрос: кому мешает министр Прокин? Однако поиск ответа на него – это уже тема другого исследования.

Александр СЕМЕНОВ

На снимке: Вот такое чудо техники, этот ангиограф…

P.S. Если кому интересно, вот ссылка на всю документацию по конкурсу: http://gz.ulgov.ru/lots/4082.html