Беспощадная очистка органов внутренних дел от коррумпированных сотрудников и тех, кто запятнал свою репутацию иными противоправными действиями, -такова концепция работы отдела собственной безопасности УВД Ульяновской области. О том, как появляются «оборотни в погонах» и какие трудности возникают при борьбе с ними, корреспонденту «УС» рассказал начальник службы Владимир Плахов.

– Основными задачами службы собственной безопасности, -объяснил Владимир Владимирович, – является пресечение попыток проникновения криминала в милицейские структуры, предупреждение и пресечение правонарушений со стороны сотрудников милиции и обеспечение государственной защиты работников органов внутренних дел и их близких. Вторая задача – самая сложная. Для ее выполнения мы пользуемся гласными и негласными методами: проводим беседы с личным составом, служебные проверки, ведем поисковую работу. Увы, следуя позициям Федерального закона «О милиции», очень нелегко уволить нерадивого сотрудника.

За истекшие одиннадцать месяцев мы выявили 1135 фактов нарушения законности милиционерами – это на 51 процент больше, чем в прошлом году. К ответственности привлечено 586 человек, 12 из них уволено из ОВД. Наибольшее число правонарушений связано с отказом в возбуждении уголовных дел. Допускают это участковые уполномоченные и дознаватели, то есть те, кто больше всего работает с населением. Скажем, приходит гражданин в дежурную часть с заявлением по факту совершенного преступления. Его принимают, но квалифицируют факт неправильно, неверно определяют нарушенную статью. На первый взгляд, злого умысла в действиях милиционера нет, но злоумышленник не отвечает по всей строгости закона.

Как правило, причина этого кроется в низком профессиональном уровне сотрудников и отсутствии должного контроля со стороны руководства подразделений.

– Число фактов коррупции так же возросло?

– К сожалению, да – с двух в прошлом году до пяти в этом. К примеру, в августе при получении взятки в сумме шести тысяч рублей был задержан начальник отдела участковых уполномоченных милиции, обслуживавшего жилой массив микрорайона «Свияга». Деньги ему принесла гражданка, стремившаяся уклониться от уголовной ответственности за оскорбление и нанесение телесных повреждений сотрудникам милиции. А совсем недавно буквально за руку пойма ли инспектора ДПС, которого водитель маршрутного такси просил, за две тысячи рублей, снизить санкции за нарушение. По всем фактам возбуждены уголовные дела.

– Большинство коррупционеров объясняют свои поступки материальными затруднениями. Неужели это единственная причина?

– Разумеется, нет. Пагубную роль сыграли просчеты при подготовке и расстановке кадров. Если раньше милиционерами становились по зову сердца или комсомольской путевке, то в 1990-е годы в органы хлынул поток случайных людей. Среди них мало было квалифицированных специалистов, зато много нашлось тех, кто относился к службе, как чему-то временному, и стремился извлечь из нее побольше выгоды. Сейчас требования к желающим работать в ОВД значительно ужесточились. Хорошим средством от злоупотребления служебным положением может послужить систематическая ротация кадров, как принято во многих странах. Суть ее в том, что поступивший на службу сотрудник в течение трех лет должен отработать в территориальном подразделении. Затем его переводят на другое место на тот же срок. А после переводят из одного региона в другой.

– Недавно знакомый рассказал мне, что встретил человека, который в 90-е был ярым группировщиком, занимался вымогательством. А сейчас на нем погоны капитана милиции. Возможно ли такое?

– Фактов проникновения в ОВД представителей криминальных структур пока не было. И мы прикладываем все усилия для того, чтобы этого не произошло. Если же кто располагает информацией о таком милиционере, то всегда может сообщить ее нам по «телефону доверия»: 67-47-84. И служба собственной безопасности приложит все усилия, чтобы этот человек был уволен из органов.

Дмитрий Сильнов