«Не богатство счастьем служит в жизни; и чрез золото слезы льют горести. Дары Провидения не одинаковы для всех людей. Одному дало оно богатство, почести, знатность, но лишило душевного спокойствия; другому отказано иметь сию фортуну, зато сторицею наградило истинными наслаждениями жизни. Одна уверенность в Провидении и надежда на святой Промысел облегчают тяжкий жребий жизни; и добродетель лишь одна может составить блаженство человека!..» Не было сомнений в том, что сегодняшний наш рассказ следует открыть именно этими строками, написанными казанской помещицей Анной Стрелковой(урожденной Наумовой), женой директора Мелекесского казенного винокуренного завода, жившей в нашем городе в начале XIX века
…Когда начинается история? Странный, казалось бы, вопрос. Но, в конечном счете, у всего есть свое начало, свой исток, свой «большой взрыв», свои причины и резоны. История этого краеведческого открытия началась в первые годы текущего века. О чем есть документальное свидетельство – публикация 17 мая 2001 года в газете «Димитровград-панорама». О нем (открытии) рассказывала Надежда Федоровна Прохорова, известнейший димитровградский краевед, двадцать лет возглавлявшая городской краеведческий музей. Вот уже несколько лет она занимается краеведением на общественных началах – поистине подвижническая работа.
Результатом многолетних исследований и большого желания открыть очередную страницу из подернутого пеленой забвения прошлого нашего города и страны стала вышедшая под занавес года в Ульяновске книга «Россия конца XVIII – начала XIX вв. глазами Анны Стрелковой: Источниковедческий анализ и комментарий мемуаров».
Так откуда же димитровградский краевед узнала об Анне Стрелковой? Об этом она подробно пишет в своей работе. Давайте вместе с Надеждой Федоровной раскроем книгу и мы.
Открытие нового для мелекесской истории имени рядовым назвать никак нельзя. Обнаружив в разделе «Мелекесс» каталога краеведческого отдела Ульяновского областного дворца книги ссылку на мемуары Стрелковой, о которых нашим специалистам ничего не было известно, о которых нет ни слова ни в одной из книг или публикаций, посвященных нашему городу, Н.Прохорова была и потрясена, и обрадована.
Упустим здесь рассказ о библиографических и краеведческих изысканиях, проведенных в связи с поисками мемуаров, их копированием, об источниковедческой работе и проверке достоверности фактов, приводимых в работе Стрелковой. Но не потому, что все это не представляет интереса. Напротив. Рассказ о собственно исследовательской работе заслуживает отдельной статьи. Даже простое перечисление научных работников, краеведов, библиографов, знакомых и близких Надежды Федоровны, помогавших ей, поддерживавших и вдохновлявших ее, растянулось бы не на одну страницу.
Скажем лишь, что рукопись, как оказалось, хранится в главной библиотеке страны – в Ленинке, или, как теперь она называется, Российской Государственной библиотеке. Надежда Федоровна до сих пор не устает говорить слова благодарности самоотверженным библиографам главного книжного храма страны, впервые (даже для такого солидного научного учреждения) выполнившим невиданный доселе объем копирования мемуарной рукописи – общий объем шеститомной рукописи Стрелковой составляет тысячу страниц! Финансирование этой дорогостоящей процедуры взяли на себя димитровградские предприниматели, которым Н.Прохорова также выражает искреннюю признательность. Ну, а собственно публикация труда осуществлена при поддержке нашего губернатора С.Морозова и правительства Ульяновской области.
Такова (в предельно сжатом виде) история создания этой ценнейшей книги. А теперь о ее содержании. Необходимо отметить, что подходить к чтению ее как труда краеведческого нужно непредвзято. Читатель, предполагающий найти в ней хронологически выстроенную череду фактов, дат и имен, связанных с Мелекессом, скорее всего, будет разочарован. Практически все основные, сколько-нибудь развернутые цитаты, посвященные Мелекесскому казенному винокуренному заводу, были приведены в статье Прохоровой, опубликованной в газете «ДП» в 2001 году (см. выше). В ней есть и описание завода, и рассказ об обществе, в котором оказалась Анна по приезду в Мелекесс. Очевидно, что главная ценность книги заключается в другом.
Да, это серьезное (как, думаем, поняли читатели из ее заглавия) научное издание. Но основу его все же составляют мемуары, снабженные обширными комментариями димитровградского краеведа Н.Прохоровой. А главным достоинством хороших мемуаров, как известно, является художественность материала при полном отсутствии вымысла. Записки Анны Стрелковой написаны пылким сердцем и тонкой душой, что читатель, несомненно, почувствует сразу.
Ее произведение исключительно эмоционально. Анну Стрелкову главным образом интересует собственно жизнь вокруг, люди, психологические нюансы, отношения и поступки (недаром издатель среди адресатов книги называет не только краеведов, географов и этнографов, но даже специалистов в области семейной психологии). Стрелкова живо интересуется всеми событиями, волновавшими в то время страну – будь то война 1812 года или пожар Казани в 1815-м. Она была умным, неравнодушным свидетелем многих событий, создав замечательный документ эпохи, галерею ярких, точных портретов (в том числе психологических) своих современников – членов семьи императора Александра I, князей Волконских, Репниных, Разумовских, своих знатных родственников – князей Мещерских, Тенишевых, Долгоруковых, историка Бантыш-Каменского и многих других. Невероятно широка и география мемуаров – Мелекесский винокуренный завод, Среднее Поволжье, центральные, северо-западные, южные губернии России, Кавказ… Как пишет в предисловии к изданию Н.Прохорова, Анна Стрелкова обладала важной особенностью – умением быть в нужное время в нужном месте. Полтора десятилетия прожила она со своим мужем на мелекесской земле, в глухой провинции, но практически ни одно важное событие, происходившее тогда в стране, не осталось без ее внимания, оценки.
Мемуары «История моей жизни: 1790-1850-е гг.», написанные Стрелковой – произведение без преувеличения уникальное, созданное в эпоху, когда мемуаристика в России только зарождалась. А просвещенные женщины, чей взгляд всегда отличает особая чуткость, для потомков тогда писали и вовсе редко. Знаменитые «Записки» президента Российской академии наук Е.Дашковой появились в печатном виде много позже времени создания «Истории моей жизни» Стрелковой.
Родившись в одном из богатых поместий Казанской губернии в семье крупного землевладельца Ивана Наумова, Анна получила неплохое воспитание и образование (училась в Санкт-Петербургском Екатерининском институте). В 1816 году вышла замуж за героя Отечественной войны, руководившего казанскими ополченцами, назначенного инспектором (что по тогдашним меркам было равнозначно директору) Мелекесского казенного винокуренного завода (предприятия, напрямую подчинявшегося министерству финансов, так как работало оно непосредственно на государственную казну).
Это был счастливый брак, хотя жизнь этой женщины нельзя назвать совершенно безоблачной – из пятерых детей Стрелковых до совершеннолетия дожили только двое. Из книги можно узнать и о других невзгодах, выпавших на долю Анны, ее матери, брата… Несмотря ни на что она не утратила жизнелюбия, живейшего интереса к событиям, людям, честно рассказала обо всем, чему стала свидетелем.
Когда впервые открываешь книгу, сначала замечаешь эту специфику научного издания – на каждой странице комментарии к тексту Анны Стрелковой, который составляет основную часть издания. Но услада для специалиста или просто любознательного человека, тяготеющего к стройности и системности знаний, становится усладой и для эстета, знатока психологического романа, почитателя сентиментальной прозы (в том значении слова «сентиментальный», в котором оно употреблялось в эпоху автора мемуаров), ценителя всех тех признаков художественности, которые отличают лучшие произведения русских писателей золотого века нашей литературы. Стоит лишь вчитаться. Нет нужды сравнивать это произведение с творениями Гончарова или Тургенева (хотя именно их фамилии первым делом приходят на ум). Надо просто запомнить новое для нас имя, которое по праву следует отнести к числу имен самых достойных отечественных литераторов, а книгу – поставить на полку великой библиотеки, называющейся «Русская литература».
Как уже говорилось выше, записки Анны Стрелковой были не обыкновенными дневниковыми записями. Она адресовала свою книгу «юному поколению», надеясь, что когда-нибудь потомки смогут принять, понять и оценить ее. Пусть это произошло лишь спустя более полутора веков. Это все же произошло. И произошло благодаря столь же яркому, талантливому и интересному человеку – Надежде Федоровне Прохоровой. Спасибо ей за это!
«…Да будет эта справедливая повесть служить юному поколению залогом будущего счастья и устремлять все чувства, мысли и дела их к пользе и добру ближнего».
P.S. Книга Н.Прохоровой лишь первый шаг на пути популяризации мемуаров А.Стрелковой – в нее вошли первый, второй и часть третьего тома рукописи. Будем ждать издания следующих. А Надежде Федоровне Прохоровой пожелаем успехов в этом благородном деле.
Подготовил Сергей СЛЮНЯЕВ