На этой неделе состоялся очередной рейд комиссии по условиям, организации и оплате труда. Вместе с ее представителями – начальником отдела трудовых ресурсов управления экономики администрации города Светланой Шаталюк, главным экономистом того же управления Ниной Салеховой и старшим инспектором отдела камеральных проверок №1 городской инспекции Федеральной налоговой службы Федором Завадским – на предприятиях города побывала и наш корреспондент
Полная неопределенность
Первым предприятием, которое решили посетить представители комиссии, стала компания «Димитровградские окна». Ее офис располагается в арендуемых помещениях на первом этаже здания ДУСа. На момент визита там находились только два менеджера – Елена Богатова и Владлена Глухова.
Дожидаясь директора – индивидуального предпринимателя Виталия Шкумата, которого сотрудницы фирмы пытались найти по телефону, представители комиссии стали расспрашивать о социальных гарантиях, зарплате, оформлении трудовых договоров. Ответы насторожили специалистов. Оказывается, Е.Богатова уже два года занимается реализацией пластиковых окон, но ранее она официально числилась в фирме «СДК» (руководитель – тот же В.Шкумат), а недавно ее почему-то перевели на работу в компанию «Димитровградские окна». Однако трудовой договор после перевода с работницей не заключался. Нет такого документа и у новой сотрудницы – В.Глуховой, которая в скором времени готовится стать матерью. Это вызывает у нее беспокойство, поскольку она абсолютно не уверена в том, что предприниматель перечисляет за нее страховые взносы. А от этого зависит, сможет ли она получить полагающиеся ей выплаты из Фонда социального страхования при уходе в декретный отпуск и после рождения ребенка.
К слову, зарплата, которую получают девушки, по нынешним временам и вовсе мизерная – 2300 рублей. Такой доход не может удовлетворить даже минимальных потребностей работающих димитровградцев, прожиточный уровень которых давно исчисляется в пределах 4200 рублей.
Словом, вопросов к директору накопилось немало. Поэтому когда стало известно, что предприниматель в ближайшее время не сможет подъехать в свой офис, представители комиссии решили пообщаться с ним хотя бы по телефону. Пригласив его на следующий день для подробной беседы в администрацию города, они попросили захватить с собой необходимые документы, в том числе ведомости по начислению заработной платы и трудовые договоры работниц.
Гальваники простаивают
Следующей фирмой, вызвавшей интерес специалистов, стало ООО «Стего», представитель которого недавно побывал на заседании комиссии по дисциплине оплаты труда, но не смог ответить на все заданные ему вопросы, особенно касающиеся перспектив. Поэтому и было решено выяснить все на месте.
Когда представители комиссии прибыли на небольшое гальваническое производство, расположенное на улице Промышленной, там было тихо и немноголюдно. Мастер, который, собственно, и представлял фирму на заседании комиссии, возился на улице со своим автомобилем, а два работника сидели в небольшом утепленном закутке, пытаясь согреться в ожидании заготовок. Работы не было – цех простаивал. В помещении было достаточно холодно. Пока ждали приезда директора Федора Васильевича Симиргина, успели замерзнуть.
– Как же вы работаете в таких условиях? В таком холоде и заболеть можно, – говорили члены комиссии.
– Холодно только, когда цех стоит, а так мы и отопление включаем, и сушилки дают дополнительный обогрев, – отвечал мастер.
Он по-своему сетовал на отсутствие работы, поскольку сидеть без дела так и не научился, хотя давно числится в пенсионерах. Но в этой ситуации проявлял понимание. Сейчас, говорил, многие машиностроительные предприятия простаивают. Нет спроса на продукцию, а значит, нет и работы.
Когда она появится, не знал и директор, прибывший по первому зову. Рассказывая о житье-бытье своей фирмы, Федор Васильевич выражал надежду, что к весне ситуация наладится, и основные партнеры смогут обеспечить гальваников достаточным количеством заказов.
– Тогда, – говорил директор, – можно будет подумать и о повышении заработков, и об обновлении спецодежды, и об аттестации рабочих мест…
Пока же надбавки за вредность работникам не начисляются. Вместо них занятые во вредных условиях сотрудники получают всего по три дополнительных дня к отпуску. Большего в данных условиях фирма, к сожалению, пока позволить себе не может. Однако здесь все уверены, что это только временные трудности, пережив которые ООО «Стего» сумеет занять достойное место на димитровградском рынке труда.
С оформлением не торопится
К предпринимателю Сергею Александровичу Чепакову, открывшему в декабре прошлого года чулочно-носочное производство в здании, которое расположено по адресу: улица Чайкиной, 12 «а», представители комиссии направились по его же приглашению, чтобы убедиться в полном бездействии цеха. Правда, хозяин, еще недавно уверявший представителей администрации в том, что его производство значится только на бумаге, не ожидал такой поспешности от специалистов отдела трудовых отношений. И поэтому не успел эвакуировать из цеха десять наемных работников, оформлять трудовые отношения с которыми вовсе не собирался.
– Почему вы не оформляете людей должным образом? – спросил предпринимателя инспектор налоговой службы, убедившись, что работники находятся на местах и трудятся не покладая рук, о чем свидетельствовали горы готовых изделий.
Никто из представителей комиссии не ожидал услышать в ответ, что абсолютно никому сегодня это не нужно.
– Мы с ними еще так и не поняли, нужны ли друг другу, – увиливал предприниматель. – Я должен убедиться, что меня устраивает их работа, а они – в том, что их устраивает эта зарплата…
Заработки в этой фирме, прямо скажем, невелики – от трех с половиной до пяти тысяч рублей. Но и они пока выплачиваются в конвертах, следовательно, налогом на доходы не облагаются. А это является грубым нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации.
Впрочем, к требованиям трудового законодательства предприниматель тоже относится пренебрежительно. Представители комиссии посоветовали без промедления привести дела в надлежащий порядок.
В январе Чепакову снова придется отчитываться в налоговой инспекции, сведения в которую он предоставляет, похоже, разделив как минимум на десять: мол, и работает предприниматель в одиночку, и доход от своей работы имеет совсем скромный. А о том, что на самом деле происходит на производстве, предпочитает никому не рассказывать. Вряд ли С.Чепакову и впредь удастся придерживаться этой линии, ведь у налоговой службы имеются рычаги воздействия на недобросовестных налогоплательщиков. Есть они и у Госинспекции по труду, и у других служб, призванных следить за соблюдением российского законодательства…
Светлана КНЯГИНИНА