Димитровградский городской суд Ульяновской области в среду удовлетворил прошение об условно-досрочном освобождении (УДО) бывшего полковника российской армии Юрия Буданова, осужденного за убийство чеченской школьницы Эльзы Кунгаевой. Возмущение этим решением уже высказали чеченцы, а российские правозащитники не понимают, чем Буданов лучше юриста ЮКОСа Бахминой, которой в УДО отказано.
Напомним, что прошение об УДО рассматривалось уже не впервые. Около месяца назад Димитровградский городской суд уже вынес отрицательный вердикт по очередному прошению Буданова об условно-досрочном освобождении. В целом суд четырежды отклонял просьбу Буданова об УДО. А в 2004 году бывший полковник, уже отбывая наказание, дважды подавал прошение о помиловании, а затем по непонятным причинам отзывал его.
Нынешнее рассмотрение стало результатом кассации Буданова, поданной в Ульяновский областной суд. Решение об условно-досрочном освобождении было принято на выездном заседании в исправительной колонии, где Буданов отбывает срок, сообщил ИТАР-ТАСС старший помощник прокурора области Василий Зима. По его мнению, «ходатайство осужденного отклонялось четыре раза под различными надуманными предлогами». «Прокуратура области настаивала на освобождении, и суд принял эту точку зрения», — сказал Зима. Правда, в соответствии с решением суда, Буданов должен был бы выйти на свободу уже 3 января, но сможет это сделать только 11-го — «в связи с праздниками».
В соответствии с законодательством, решение суда может быть оспорено в течение десяти дней, однако в связи с тем, что на УДО для Буданова настаивала прокуратура, просто нет субъекта права, который бы стал оспаривать постановление Димитровградского горсуда.
В Чечне досрочное освобождение Юрия Буданова уже вызвало большой общественный резонанс, сообщает Газета.Ru со ссылкой на уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева. Восприятие этой новости, по его словам, крайне негативное. В первую очередь, это касается молодежи, ровесников покойной Эльзы Кунгаевой. По информации Нухажиева, молодежь уже готовит акцию протеста. Со своей стороны чеченский правозащитник пообещал, что власти республики постараются сделать все от них зависящее, чтобы добиться возвращения Буданова в тюрьму, – будет собрана подробнейшая информация обо всех преступлениях, совершенных им в Чечне.
Как известно, дело бывшего полковника — крайне резонансное. Юрий Буданов был осужден 25 июля 2003 года Северо-Кавказским военным окружным судом на десять лет колонии строгого режима с лишением воинского звания и государственных наград за похищение и убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Сам бывший полковник утверждал, что, по оперативной информации, убитая являлась снайпером и речь фактически шла о боевых действиях. В результате процесс по его делу был сильно политизирован, его называли как кровавым палачом, так и героем и защитником русского народа. На стороне Буданова выступали патриотические и националистические организации, а в числе его противников были правозащитники, жители и власти Чечни.
«Я не думаю, что здесь есть политическая подоплека, несмотря на желание ее найти», — заявил «Росбалту» вице-президент Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов, комментируя предоставление УДО бывшему полковнику. По его словам, «история вокруг Буданова очень длительная, насчитывает не один год, и сейчас наступил некий закономерный финал». «Все когда-нибудь заканчивается, должно было закончиться и это», — успокаивает Виталий Иванов.
«Каждый заключенный по закону имеет право на условно-досрочное освобождение. Вполне возможно, что Буданов заслужил это», — соглашается правозащитник Лев Пономарев. Однако, по его словам, «дело Буданова имеет политическую подоплеку». Он сравнивает историю предоставления УДО бывшему военному и отказ в аналогичный просьбе, который получила беременная на тот момент бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина. «Ей было отказано в УДО, началась тяжба, а сегодня стало известно, что рассмотрение жалобы защитников Бахминой перенесено на месяц по причине недостаточной информированности прокуратуры», — отмечает правозащитник. И это при том, что «тяжесть ее преступления не сравнима с тяжестью преступления Буданова». Тем не менее, «Буданов выходит на свободу, а Бахмина нет», — констатирует правозащитник.
Иван Преображенский, Анна Еремина