В последние месяцы определенный резонанс обрели назначения в руководстве Республики Южная Осетия. За короткое время высокие должности получили три выходца из Ульяновской области. 31 октября главой администрации президента стал Александр Большаков, бывший ульяновский вице-премьер. Следом за ним с берегов Волги приехал политтехнолог Лев Павлючков. Бывшего советника губернатора Ульяновской области назначили замом главы президентской администрации по вопросам СМИ. И третьим волжанином, приехавшим работать в РЮО, в начале ноября стал Алексей Пантелеев. Должность главы минфина Ульяновской области он поменял на аналогичный пост в закавказской республике.

Впрочем, последний недолго заведовал финансами РЮО. Уже через полмесяца президент Эдуард Кокойты подписал указ об отставке Пантелеева. Новым министром стал сотрудник республиканского минфина Инал Пухаев.

Всех троих «варягов», приехавших в Южную Осетию из Ульяновска, роднит одна немаловажная деталь. Их имена связываются с промышленной группой компаний «СОК», базирующейся в Среднем Поволжье. Ее основателем является Юрий Качмазов, осетин по происхождению.

Как расшифровывается «СОК», не знает, пожалуй, никто, кроме основателей группы. Одна из распространенных версий: фирма была названа в 1994 году по имени малой речки Сок, впадающей в Волгу неподалеку от Самары. Кто-то склонен видеть в аббревиатуре сокращение от первых букв фамилий основателей. Другие читают как «Самарская объединенная компания» или «Самарские объединенные капиталы».

Александр Большаков до перехода на работу в ульяновскую администрацию занимал различные должности в «СОК». Он, в частности, был главой контрольно-ревизионного управления одной из структур группы. Лев Павлючков работал помощником сенатора от Ульяновской области Рустема Шиянова – бывшего президента «СОК». Назначение Алексея Пантелеева главой минфина РЮО, по общему мнению наблюдателей, произошло по рекомендации Александра Большакова. Это обстоятельство фактически подтвердил Эдуард Кокойты в интервью «Коммерсанту», сказав, что кандидатуру Пантелеева ему предложили коллеги, «которые сегодня со мной работают».

Эти назначения поволжской команды первоначально рассматривались как согласованные с Москвой. В связи с этим кое-кто даже вспоминал об обещании премьера РФ Владимира Путина помочь специалистами югоосетинскому правительству. Однако скорая отставка Пантелеева дала повод для сомнений в такой версии.

Эдуард Кокойты объяснил уход главы минфина тем, что поволжский финансист устрашился трудностей на новом посту. «Он, когда увидел объем работы, видимо, понял, что будет очень тяжело, и честно отказался», — уточнил президент РЮО.

Президент заявил, что в республике работают многие представители осетинской диаспоры. Но владельца «СОК» Юрия Качмазова президент РЮО считает своим другом и не скрывает, что просил бизнесмена помочь кадрами: «Я обратился к нему за помощью, сказал, что нам нужны специалисты».

Кокойты считает, что в республику придут инвесторы, когда «они будут видеть, что такие известные люди в мире бизнеса, как Боллоев, Кесаев, Качмазов, Хугаев, присутствуют в Южной Осетии».

В 2005–2006 годах интересы «СОК» столкнулись с интересами «тяжеловеса» – ФГУП «Рособоронэкспорт». В соперничестве за контроль над «АвтоВАЗом» перевес оказался явно на стороне госпредприятия. Одновременно началось сокращение не только экономического, но и политического влияния группы компаний «СОК» в Среднем Поволжье. С этим обстоятельством связывают проникновение «СОК» на Кавказ. Промгруппа ищет новые территории для развертывания своей бизнес-деятельности.

Владелец «СОК» Юрий Качмазов действительно известен в мире бизнеса не меньше, чем экс-президент компании «Балтика» Теймураз Боллоев или нефтя­ной и табачный магнат Игорь Кесаев. Но шлейф известности не всегда служит добрую службу. Так, в последние годы по СМИ прокатилась волна публикаций о группе компаний «СОК» и лично Качмазове. Бизнесмену и его фирме припомнили многое – начиная от обысков правоохранительных органов в офисах «СОК» в рамках уголовных дел.

Но самым громким скандалом за последние годы в деятельности группы стали «разоблачения» депутата самарской губернской Думы Дмитрия Сивиркина. Как передает www.samru.ru, весной 2007 года с думской трибуны депутат заявил о давлении, которое на него оказывал бизнесмен. Сивиркин утверждал, что в офисе «СОК», куда его пригласил Качмазов для разговора, бизнесмен требовал, чтобы депутат голосовал «как надо».

Тогда вице-президент «СОК» Дмитрий Богданов назвал депутата марионеткой в «чужих руках» и указал эти «руки» – владельца холдинга «Техоборонпром» Алексея Леушкина. По версии некоторых наблюдателей, скандальные заявления Сивиркина были результатом конкурентной борьбы между промышленниками. Прокурорская проверка по факту депутатского выступления закончилась ничем, уголовное дело возбуждено не было.

В 2006–2007 годах агентов «СОК» видели в Абхазии. В качестве объектов возможной инвестиционной деятельности назывались коммерческая недвижимость и курортная отрасль. Проявлялся интерес и к строительству цементного завода в Ткуарчальском районе.

Появление людей «СОК» в Южной Осетии заставило экспертов выдвигать предположения о том, что же привлекло Юрия Качмазова в этой республике. Здесь называются два варианта. Первый – желание группы поучаствовать в освоении российских средств на восстановление разрушенной инфраструктуры. Второй – интерес к месторождениям полиметаллических руд в поселке Квайса. Рудники функционировали в советские времена, но сейчас заброшены и требуют капиталовложений.

Эдуард Кокойты в газетном интервью сообщил, что самарские компании подрядчиками на строительстве в Южной Осетии не работают, но… «Я бы с большим удовольствием их пригласил, зная их профессионализм», — уточнил президент.

Вакантно и место инвестора для квайсинского месторождения. «Быть собакой на сене – это не мое, — разъяснил Кокойты. – Мы будем искать инвесторов, чтобы запустить рудоуправление».

В Южной Осетии сегодня самое благоприятное время, чтобы занять экономически выгодные направления. И здесь российским компаниям может пригодиться умение двигать локтями, чтобы потеснить конкурентов.

Кое-кто в России это умеет…

Дмитрий Ремизов