Как мы уже сообщали, недавно к работе в качестве заместителя главы администрации по экономическому развитию и финансам приступил Дмитрий Крайнов. Он хорошо знаком димитровградцам, так как с 2001 по 2004 год возглавлял финансовое управление муниципалитета. За последние две недели Дмитрий Евгеньевич, ознакомившись с текущими делами городской администрации, успел выработать свою стратегию и тактику выхода из сложной ситуации в бюджетном финансировании, вызванной задержкой налоговых платежей. Об этом мы попросили его рассказать подробнее

– Дмитрий Евгеньевич, вы вернулись в администрацию города, чтобы стать заместителем главы города по экономическому развитию и финансам в сложный период. С прошлого месяца стало сокращаться бюджетное финансирование, поскольку город недополучил часть налоговых платежей… Как вы намерены действовать в этой ситуации? Какую политику будете выстраивать?

– Начнем с того, что проблемы бывают разные: краткосрочные и долгосрочные. Для финансистов краткосрочные проблемы – это когда задерживаются платежи от нескольких дней до пяти месяцев, что вынуждает перенести какие-то расходы на более поздний период. Долгосрочные проблемы выходят за рамки этого срока и вынуждают принимать кардинальные решения, отказываться от необходимых вещей.

У нас возникли именно краткосрочные проблемы, и мы точно знаем, что продлятся они от одного до пяти месяцев, не более того.

– С чем тогда связана отмена конкурсов на муниципальные заказы, о которой уже начали говорить?

– Никто ничего не отменял, поскольку никто еще ничего не размещал. Речь идет только о том, что мы опоздали с проведением конкурсов на первый квартал 2009 года. Мы должны были сделать это в декабре. Но из-за того, что бюджет был принят позже, чем намечалось, просто не успели проинформировать бюджетополучателей об объеме выделяемых ассигнований в установленные законодательством сроки. А без этого конкурсы проводить нельзя. Поэтому на январь 2009-го мы объявляем только котировки. В течение месяца будут проведены конкурсы муниципальных заказов, и в феврале-марте город начнет работать в нормальном режиме.

– Как часто будут проводиться эти конкурсы в дальнейшем?

– В течение всего года конкурсы будут проводиться еже-квартально. Это обычная практика, позволяющая воспользоваться преимуществами ценообразования в рыночных условиях. Сейчас, как видите, какие-то цены падают, какие-то растут. Поэтому лучше не связывать деньги муниципалитета продолжительными контрактами. Конечно, лучше было бы проводить такие конкурсы ежемесячно, но сделать это мы пока физически не можем, поскольку это предполагает слишком большой документооборот. Но когда-нибудь мы к этому придем, если, конечно, рынок товаров и услуг до тех пор не стабилизируется, как это было в 2006 и 2007 году, когда уровень инфляции практически не выходил за прогнозируемые рамки.

– Дмитрий Евгеньевич, в ситуации, когда средства в бюджет поступают с некоторой задержкой, городу придется отказываться от каких-то расходов?

– Есть перечень расходов, которые попадают в раздел нежизненно важных вещей, от которых придется отказываться в случае нежелательного развития ситуации. Это в первую очередь капитальные вложения и долгосрочные проекты. Например, строительство или те программы, которые сегодня финансируются из разных уровней бюджета. Пока такие условия не наступили, и большинство этих расходов включено в местный бюджет.

– Поскольку мы затронули тему строительства, хотелось бы уяснить: заложены ли средства на возведение второго социального дома, который собирались начать строить в следующем году?

– Мы решили обезопасить бюджет от нехватки средств, отложив на время это строительство, хотя подготовка к нему действительно велась. Разработан проект, стоимостью около 170 миллионов рублей. На первом этапе его реализации, который ранее планировался на следующий год, надо было предусмотреть почти 60 миллионов. Для сравнения, такая же сумма нужна для того, чтобы обеспечить услуги по содержанию города – ночное освещение улиц, уборка территории, вывоз мусора и прочее – на шесть месяцев следующего года.

Ясно, что второе сейчас гораздо значимее для жителей нашего города. Поэтому мы решили потратить имеющиеся средства на то, что даст максимальный охват, то есть принесет пользу большему числу людей. Причем результат будет виден сразу же, а строительство социального дома рассчитано на несколько лет, прогноз на которые пока не самый благоприятный. Как только ситуация наладится, город вернется к этому проекту.

– Как мы заканчиваем этот год? Все ли статьи расходов у нас закрываются так, как планировалось?

– По большому счету город справляется со своими обязательствами. Остается только небольшой перечень текущих вопросов, финансирование которых переносится на следующий год. И опасений, что город не сможет обеспечить выполнение этих обязательств, нет ни малейших.

– В чем же причина задержек?

– Сказывается особенность декабря, когда ситуация немного усложняется тем, что предприятия стараются в первую очередь погасить кредиты и рассчитаться по зарплате. Некоторые налоги из-за этого перечисляются в бюджет несвоевременно. Но в этом ничего страшного, ведь такой вариант предусмотрен Налоговым кодексом. Налоги, которые начислены и сданы по декларациям, все равно потом будут уплачены, причем с пенями. Это нормально, такое происходит практически ежегодно.

– То есть на самом деле о влиянии финансового кризиса речь не идет?

– Абсолютно. Для местного бюджета кризис не страшен до тех пор, пока работают наши предприятия, пока они перечисляют налоги. Некоторое снижение объемов налоговых платежей приводит лишь к тому, что город вынужден отказаться от ряда проектов, которые нужно было начинать еще вчера, когда в бюджете было более чем достаточно средств. Сейчас денег ровно столько, сколько необходимо, чтобы без особых проблем прожить следующий год.

Более того, у нас даже остаются средства для какого-то движения вперед. Например, план мероприятий по развитию дорожной сети города никто не пересматривал – деньги на это выделены в запланированном объеме. Развитие спортивных сооружений тоже будет финансироваться. Другое дело, что Ледовый дворец мы пока строить не будем, но и при более благоприятных обстоятельствах в местном бюджете денег на это не хватило бы.

– На уровне области принято решение о сокращении на 20 процентов расходов на аппарат правительства. В Димитровграде тоже планируется такое сокращение? Если да, то каких служб оно коснется?

– Да, такая мера предпринята. Но у нас она не приведет к сокращению муниципальных служб, которые для повышения эффективности наоборот нужно развивать. Мы изыскали возможность сократить расходы на административные органы. Где-то фонд заработной платы урезали за счет премиальных и других стимулирующих надбавок, где-то снизили расходы на текущее содержание. Словом, в 20 процентов уложились.

Перед нами еще стояла задача на 15 процентов уменьшить расходы по отраслям. Ее мы выполнили за счет того, что на время отказались от тех капитальных вложений, которые рассчитаны на достаточно длительный период.

– Насколько продолжительной может быть эта отсрочка?

– Все будет зависеть от того, по какому сценарию будут в дальнейшем развиваться события. Если ситуация урегулируется в первом полугодии, то уже во втором мы сможем вернуться к отложенным делам.

Светлана КНЯГИНИНА