Мы уже почти не задумываемся, что измеряем время от главной даты в истории человечества. Не вспоминаем и о том, что и наше рождение, и все вехи пути земного неразрывно связаны с Рождеством Христовым. В чем же великое значение вечной даты? Об этом наша беседа с настоятелем храма Святого Георгия Победоносца протоиереем Виталием Гринчуком

– Отец Виталий, почему же все-таки католики празднуют рождество 25 декабря, а православные 7 января, хотя Иисус Христос на Земле мог родиться лишь однажды. Какая же дата истинная?

– Нужно понимать, что конкретное число в этом случае не имеет большого значения. Причина расхождения – разница календарных стилей. Реальная дата Рождества Христова – 25 декабря. Так мы и празднуем его 25 декабря, но только по старому стилю, по которому живет Православная Церковь. Церковь с момента Рождества вообще живет в двух измерениях одновременно – в земном и небесном. К примеру, в природном цикле среда от четверга, а четверг от пятницы, по сути, ничем не отличаются. А в церкви среда – день постный, а четверг (в отсутствии поста) – скоромный. Церковь в каком-то смысле пользуется календарем надприродным, метафизическим. Что касается исторического события, то, конечно, оно произошло однажды, более двух тысяч лет назад. А в какой конкретно день – это не столь важно.

Для нас Рождество, прежде всего, – событие духовное. Иисус Христос соединил два мира – земной и небесный. Если мы посмотрим на икону Рождества Христова, выполненную в восточно-христианской иконографической традиции, то увидим, что Богомладенец Христос лежит не в построенных человеческими руками яслях, а в пещере. Почему же пещера? Потому что в иконе передается смысл происходящего – изображение дает ответ на вопрос: что это значит для нас, людей, и для нашего спасения? Сказано: «Достигло до вас Царствие Небесное» (Лк. 11,20). Новое Царство не просто налагается поверх обыденной человеческой жизни, оно входит в самую сердцевину нашего мира и, придя «извне», старается нашу жизнь преобразить «изнутри». Чернота пещеры, где лежит Христос, символизирует мрак, в который человечество погрузилось после грехопадения. Иисус же, погрузившись в недра падшего человечества, истребил этот человеческий грех в Себе Самом, чтобы спасти от него людей. В момент рождения Сына Божьего во плоти – Небо сошло на землю. Земная история человечества закончилась, и началась новая история – Небесная. Символично то, что даже календарный отсчет времени ведется от Рождества Христова, от отправной точки новозаветного времени.

– А улучшилось ли после этого события человечество, изменилось ли оно «качественно»?

– Конечно. Христианство облагородило и умягчило нравы. Теперь человечество в большинстве своем не приемлет даже жертвоприношений животных, не говоря уже о человеческих жертвоприношениях. Изменилось в новую эпоху и отношение к старикам. Ведь в древности в некоторых славянских племенах немощных стариков отводили умирать в священную рощу. Изменилось отношение к детям, которых в дохристианскую эпоху древняя культура не замечала в принципе. В произведениях античной литературы и искусства мы практически не находим трогательных упоминаний о детях и заботе о них. Благодаря отношению к Пресвятой Богородице коренным образом изменилось отношение к женщине, к семье. Отношение к животным изменилось в сторону милосердия и любви. Христианство умягчило нравы и вознесло многие аспекты человеческой жизни до немыслимых прежде высот.

И трагично, что в наше время люди отступают от христианства и опять скатываются в мрачное язычество. В Европе, например, уже серьезно решаются вопросы об однополых браках и об эвтаназии. И послед-нее происходит не от милосердия, а от равнодушия. Ведь чаще всего человек желает смерти только оттого, что чувствует себя одиноким, никому не нужным. А аборты? Они ведь делаются с целью избавить себя от проблем. И разве это не то же самое приношение детей в жертву собственному благополучию? Такие поступки свидетельствуют об отступлении от Христа. Поэтому Рождество Христово – это вовсе не елочка с подарочками, а серьезный повод подумать, как начать новую жизнь, основанную на законах Неба.

– Но ведь надо же как-то украшать праздник. Каковы истинные символы православного Рождества?

– Как украшать праздник – вопрос не из области религии, а из области культуры, ее внешних элементов.

– Что меняется в рождественские дни в самой церкви, кроме того, что идут особые богослужения?

– Самое главное, когда меняется не внешняя обстановка, а сам человек. Рождество – прекрасный повод вспомнить о том, что Бог для того и стал человеком, чтобы человек стал богом. Каждый из нас призван к тому, чтобы из высокоразвитого биологического существа вырасти в настоящего Человека.

– Как же понять, являешься ли ты таковым?

– Настоящий человек – это тот, находясь рядом с которым, не гаснет, не подавляется, а начинает жить всей полнотой жизни близкий человек. Таковым и был Человек и Бог Иисус Христос. Таким мы видим Его в Евангелии.

– Каким в этом свете вам представляется шумное празднование Нового года, которое предшествует у нас Рождеству?

– Святой Августин писал: «Ты, Боже, сотворил нас для Себя, и наше сердце беспокойно, пока не обретет покой в Тебе». Я думаю, безудержное веселье, с которым у нас отмечают Новый год, идет от стремления заглушить внутреннюю тоску по Богу. Когда душа тоскует, то человек пытается заполнить ее либо полнотой Истины, которая есть Христос Бог, либо шумной внешней деятельностью. Пока ты двигаешься на дискотеке под громкую музыку, ешь салаты, пьешь шампанское и зажигаешь петарды, то вроде ощущаешь некую полноту бытия. Но с чем мы проснемся наутро, когда стихнет праздник? С тяжелой головой и ощущением внутренней пустоты? С мыслями, что опять обмануты в своем ожидании чуда? К сожалению, в России Рождество празднуется после Нового года. А Новый год приходится на время поста. И это неправильно. Вот потому для православного христианина каждый Новый год становится неким испытанием, через которое надо пройти, не растеряв те духовные и душевные богатства, которые бережно, по крохам собираешь весь год. Ведь если истратить свой личностный внутренний потенциал на празднование Нового года, то к Рождественскому вертепу придешь опустошенным и разочарованным. А вот после Рождества Христова совсем иное ощущение – свет тихой радости.

– Как вы дома празднуете Новый год?

– Проводим обычный вечер, просто осознавая, что начался новый календарный год. Наши дети не знают, что такое новогодние праздники и не участвуют в новогодних утренниках. И это безо всякого принуждения. Они знают, что после поста будет праздник, радоваться которому они станут безо всякого смущения. Я же осознанно украшаю елку не к Новому году, а к Рождеству Христову. В церкви в этот день каждый год проходит свой рождественский праздник – со спектаклем на библейские темы, играми у елки, подарками, чаепитием, радостью…

Беседовала Нона АЛИЕВА