К новому году обычно все готовят какие-то сюрпризы. Приготовила сюрпризы для населения города Ульяновска и местная индустрия ЖКХ. Обнаружилось это сегодня (05.01.2009 г.).

Я, как это делал и в предыдущие месяцы, пошёл платить за квартиру и прочие услуги в пункт приёма платежей на улицу «8марта», дом № 8.

Обычно я плачу первого или второго числа каждого месяца, чтобы потом не суетиться, когда забываешь и пропускаешь срок платежей. Но в нынешнем январе я вынужден был идти пятого числа, потому что ОАО «РИЦ», которое принимает эти платежи, устроило себе новогодние каникулы.Сегодня – первый рабочий день, причём, неполный – с 9 до 15 часов. В объявлении, вывешенном на входной двери, было сказано, что в таком же режиме работают и завтра. Но на словах кто-то из работников сказал, что следующий рабочий день, будто бы, 9 января. Не берусь судить, правильно ли это, но и проверять завтра не пойду. Далее они собираются выйти десятого, а одиннадцатое – выходной. В то же время, охранник сказал, что директор управляющей компании и прочие работники выйдут на работу именно одиннадцатого. В общем, запутали народ. Но я не об этом.

Итак, из пяти или шести операторов на месте было только два. Простоял я в очереди более часа, и когда подошёл к окошку, выяснилось, что плату за квартиру с меня не возьмут. Объяснили: потому что плату за электроэнергию, которую раньше брали по отдельной квитанции в этой же кассе и с моих слов, теперь включили в квартплату, и потому мне надо вначале подойти к бухгалтеру, чтобы та внесла мои данные счётчика в свой компьютер, и тогда уж кассир примет плату.

Повозникав по поводу вновь всплывшего препятствия, я покинул злорадную/сочувствующую очередь и пошёл к бухгалтеру. Там выяснилась новая подробность. Если раньше мы платили за электроэнергию предельно просто – назвав кассиру показания счётчика и «нагоревшие» киловатты с суммой платежа, то теперь мне надо заполнить старорежимного типа бланк – помните, наверное? такой – вверху и внизу его заполняли два раза – показания счётчика и проч. На моё возмущение – для чего эта сложность? – бухгалтер ответила, что её задача – выполнять указания начальства, что она и делает. Все вопросы – к директору управляющей компании. При этом назвать его фамилию не смогла – работает, мол, в «РИЦ», и потому не знает нашего директора. Я верю.

Итак, она взяла мой расчёт, внесла его в компьютер. Сказала, что теперь мы будем так ходить в две очереди каждый месяц. Для чего это – она не знает. Но мне понятно – чтобы была видимость большой работы.

Ладно,возвращаюсь в кассу. Там разлюбезная очередь уже, конечно, не хочет меня пускать к окошку. Кое-как влез. Пытаюсь заплатить, но кассир предупреждает, что сумма платы за электроэнергию, которую я потребил в декабре и за которую, как обычно, пришёл платить сейчас, в январе, в декабрьскую плату за квартиру не войдёт. Что платить за декабрь я буду тогда, когда приду платить за январь. Я, честно сказать, слегка окосел, потому что сразу же заподозрил, что с меня в феврале за декабрь возьмут по тарифам января. Высказал вслух (в культурной форме) всё, что я по этому поводу думаю, но ничего не добился – кассир – только исполнитель, к тому же она работает не в управляющей компании, которая всё это и придумала, а в «РИЦ». Попутно выяснилось, что подобной экзекуции подвергаются не все жители Верхней Террасы, а только моего дома и ещё одного дома – № 5 по нашей улице. Какие ещё дома так «повеселились» на новый год – не смог узнать.

Заплатив, я стал рассматривать квитанцию. И увидел, что управляющая компания хотела с меня взять за электроэнергию 396,24 рубля, тогда как я плачу примерно по 265 рублей в месяц, а за декабрь хотел заплатить 327 рублей, поскольку у меня часть киловатт с ноября перешла на декабрь. И произошло это из-за самого ОАО «Ульяновскэнерго», который нас в ноябре запутал своими какими-то экспериментами. Прислал в почтовые ящики квитанцию с меньшим, чем было на самом деле, потреблением электроэнергии, но строго потребовал заплатить, и не в кассу «РИЦ», как обычно, а исключительно в сберкассу. Почему – не объясняли. И я, чтобы не было задолженности, в начале декабря доплатил всё же в «РИЦ», как я полагал, оставшуюся сумму за ноябрь. Но через пару дней, посмотрев случайно на счётчик в светлое время дня, понял, что ошибся, поскольку в полутьме подъезда записал не ту цифру. Надо было за ноябрь заплатить за 150 кВт, а я по двум квитанциям заплатил всего за 92 кВт. Ничего страшного, – наивно подумал я, – доплачу, когда буду платить за декабрь. И в декабре у меня – днём 2 января проверял – получилось 208 кВт. Сегодня я округлил эту сумму до 210 кВт, и … – см. выше, что у меня получилось.

Я переспросил у кассира, откуда взялась эта сумма – 396,24 рубля. Она пояснила, что это управляющая компания, не дождавшись от меня данных счётчика 31 декабря, сама за декабрь мне насчитала «по среднему». Наступил момент снова возмущаться. Я сказал, что меня никто не предупреждал о том, что 31 декабря я должен был кому-то что-то сообщать про электроэнергию. Но тут из очереди вновь пришедшие подтвердили моё подозрение: теперь за декабрь я буду платить не по тарифам декабря, а по тарифам января, поскольку я не заплатил за декабрь в декабре. Другой, стоящий в очереди, сказал, что он пытался заплатить 31 декабря, но у него не приняли платёж за электроэнергию, потому что с декабря управляющая компания включила этот платёж в общую сумму квартплаты, и отдельно за электроэнергию – не принимали.

Вы вот прочитали всё это – поняли что-нибудь? Вначале я и сам ничего не понял. Но потом разобрался. Фокус вот в чём. Управляющая компания, то ли проводя эксперимент на наших двух (или более) домах, или же не веря нам – видимо, по её мнению, именно в наших домах живут самые злостные жулики, придумала брать с нас плату не на дату платежа, а ровно на последний день месяца. Раньше было – иду платить я пятого числа, смотрю, что «намотал» счётчик, пишу и плачу. И, платя, допустим, за ноябрь, я фактически платил не за период с 1 по 30 ноября, а за период с 3 ноября (когда я ходил платить в ноябре за октябрь) по 3 декабря (когда я ходил платить в декабре за ноябрь).

Но проблема в том, что с 1 января изменяется тариф на электроэнергию. И управляющая компания, видимо, боясь, что жильцы запишут расход электроэнергии января в декабрь, чтобы меньше заплатить, решила как-то это дело пресечь. Но, как всё у нас в стране делается, сделала это нелепо. Попутно нарушив Жилищный кодекс РФ. В статье 155 этого кодекса говорится, что – платаза жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. То есть я имел полное право сегодня заплатить за декабрь по ставкам декабря. Но мне не дали это сделать, искусственно лишив меня права оплаты и отодвинув меня в этом деле теперь на февраль, когда я буду платить квартплату за январь. И на основании того, что я до 10 января не смогу заплатить за электроэнергию за декабрь, с меня в феврале за декабрь и январь собираются брать по тарифам января.

Разобравшись во всём этом, я пошёл искать кого-то из управляющей компании. Охранник сказал, что никого из администрации сегодня нет, будут на работе только 11-го числа. На вопрос, а что это за шум стоит в кабинете юристов, и не смогут ли они мне сказать хотя бы фамилию хитромудрого директора управляющей компании, он сказал, что туда не пустит, потому что юристы там составляют какой-то отчёт. В итоге моих «переговоров» с охранником он фактически превысил свои полномочия и не пустил меня к юристам. Мне пришлось довольствоваться переписыванием того, что было изображено на вывесках на крыльце здания, куда меня «любезно» препроводил этот охранник.

Итак, на одной вывеске написано – «Ульяновское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Заволжский», на другой – «Домоуправляющая компания Заволжского района». Кто повинен в моих злоключениях – я не понял.

Теперь о том платеже (396,24 руб.), который занесла управляющая компания в квитанцию. Мне было сказано, что сумма была рассчитана «по среднему». Я не поленился и проверил. Если брать мой расход электроэнергии за 11 месяцев 2008 года и платежи за неё, то получается, что средний расход получился 138,36 кВт, а сумма – 215,85. Может быть, подумал я, они откинули ноябрь как самый маленький по потреблению. Я пересчитал за 10 месяцев, без ноября. Получилось – 223,08 рубля. Опять не получается 396 рублей.

Тогда я подумал, что они взяли за среднее потребление электроэнергии по тарифу января. Подсчитал, получилось – за 138,36 кВт по 1,95 рубля – 269,82 руб. Откуда же и как получилась «средняя» цифра, с какого потолка? Кстати, бабка, которая попала в ту же ситуацию и разбиралась уже после меня, была чуть ли не в обмороке, потому что ей насчитали аж более девятисот рублей за электропотребление декабря.

Мне пришло в голову подсчитать, а на сколько процентов мудрые управленцы моим домом решили взять с меня сверх меры. Получилось – почти на 84 процента. Неплохо. Если так вести дела и дальше, то финансовые результаты деятельности у этой компании будут идти в гору не по дням и часам, а по секундам.

Кстати, в конце декабря было несколько заявлений должностных лиц правительства Ульяновской области о том, что тарифы на электроэнергию решено с 1 января не повышать. Но в помещении приёмного пункта ОАО «РИЦ» сегодня висело объявление, что тариф в моём доме теперь будет 1,95 руб. за кВт*час. А был – 1,56 руб. И на сайте ОАО «Ульяновскэнерго» до сих пор выложен только один документ – Приложение к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 10.09.2008 № 06-60, в котором говорится о повышении тарифов. Никаких иных документов, как-то уменьшающих эти ранее объявленные тарифы, либо их отменяющих, там нет. Значит, повышение на 25 процентов состоялось? Или нет?

Что я про всё это думаю? А думаю я, что наши руководители как не умели вести дела в режиме наибольшего благоприятствования для населения, так и не желают этому учиться. Вся эта история произошла из-за того, что никто из тех, кто принимал решение, не думал о людях, не проиграл хотя бы в уме, кто, что и как будет делать, и как это получится на самом деле. Безалаберность и неуважение к клиентам, вот что тут причиной.

1. Совершенно непонятно, зачем плательщику придумали вначале идти к бухгалтеру, а потом уж – к кассиру? Что этим достигается? У бухгалтера и кассира стоят одинаковые компьютеры с одинаковыми программами, соединёнными в единую сеть. От того, что цифру потребления электроэнергии введёт не кассир, а бухгалтер, ничего не прибавится у управляющей компании и ничего не убавится. Прибавится лишь работы у бухгалтера, да беготни и стояния в очередях у плательщиков. Прибавится, конечно же, и нервотрёпки, и ругани, и прочих «милых» эмоций.

2. Согласно статье 155 Жилищного кодекса за электроэнергию жильцы могут платить до 10 числа месяца, следующего за расчётным. И управляющая компания здесь превысила свои полномочия, изменив норму Жилищного кодекса. Право делать это она не имеет. Тут попахивает прокуратурой.

3. Если управляющая компания хотела не допустить «перетока» потреблённой электроэнергии из января в декабрь, то ей следовало в ночь с 31 декабря 2008 года на 1 января 2009 года обойти все электросчётчики всех подведомственных домов, зафиксировать их показания по состоянию на 00 часов в присутствии либо жильцов, либо понятых, и прислать нам свои квитанции с расчётами. Вместо этого она перенервировала людей, придумав искусственное препятствие в оплате электроэнергии – фактически помешав мне лично заплатить за неё.

4. Начислив в одностороннем порядке плату за электроэнергию «по средним» показателям, управляющая компания совершила жульническую операцию. Я выше продемонстрировал, что та сумма, что указана в квитанции, никак не «вытанцовывается» ни из средних показателей, ни из каких-либо других.

Все эти злоключения и выводы из них я собираюсь в более сжатой форме переписать и сейчас направить в качестве жалобы губернатору Ульяновской области. Обещаю рассказать читателям, чем всё это кончится. Надеюсь, что сюрпризы ЖКХ будут губернатором развеяны, а справедливость восторжествует.