Ульяновский райсуд разрешил кандидату в депутаты вести «живой журнал»

Засвияжский районный суд Ульяновска отменил решение мирового суда, который в декабре прошлого года оштрафовал блоггера Александра Брагина за агитацию в живом журнале. Эксперты считают вердикт положительным прецедентом в трактовке избирательного законодательства в отношении интернета. Горизбирком с решением суда не согласен, но пока не решил, будет ли его обжаловать. В свою очередь господин Брагин просит прокуратуру привлечь секретаря горизбиркома Андрея Крашенинникова к ответственности за дачу ложных показаний.

Засвияжский районный суд 31 декабря полностью оправдал ульяновского блоггера и экс-кандидата в депутаты Ульяновской городской думы Александра Брагина, которого ранее мировой суд признал виновным в незаконной агитации.

Напомним, четвертого сентября минувшего года Александр Брагин, баллотировавшийся тогда в депутаты Ульяновской городской думы, разместил на своей странице «живого журнала» текст своей будущей листовки, чтобы «посоветоваться с товарищами по интернет-сообществу». Городская избирательная комиссия посчитала это агитационным материалом и составила протокол об административном нарушении, утверждая, что кандидат должен был оплатить размещение текста из избирательного фонда. Мировой суд согласился с доводами избирательной комиссии и оштрафовал господина Брагина на две тысячи рублей.

После Александр Брагин обжаловал этот вердикт в районном суде. Блоггер заявил, что «агитационным материалом можно признать только текст, распространяемый среди избирателей в целях агитации за кандидата, однако доказательств того, что хотя бы один избиратель округа № 28 обращался на сайт, не имеется». Он также заявил, что суду не была представлена конкретная сумма, потраченная им на размещение текста.

Районный суд согласился, что «не установлено, какая сумма была затрачена на размещение агитационного материала», и отметил, что «доступ в «живой журнал» свободный».

Кроме того, суд пришел к выводу, что размещенная блоггером в «живом журнале» информация «не может быть приравнена к печатным и аудиовизуальным материалам» и решил, что «в деяниях Брагина отсутствует событие административного правонарушения», отменив решение мирового судьи о назначении господину Брагину штрафа в 2000 рублей.

Председатель горизбиркома Вадим Андреев согласился с судом, что аргументы комиссии были недостаточно весомыми, однако некоторые выводы назвал абсурдом и не изменил своего мнения о трактовке избирательного законодательства. Вопрос о том, стоит ли обжаловать решение Засвияжского суда, господин Андреев намерен обсудить на заседании избиркома.

Александр Брагин, в свою очередь, намерен продолжить тяжбу с горизбиркомом. Вчера он направил в областную прокуратуру заявление, в котором просит привлечь Александра Крашенинникова к ответственности за дачу ложных показаний. «Согласно протоколу заседания мирового суда свидетель Крашенинников заявил суду, что «трассировкой было выявлено, что страница в интернете принадлежит Брагину и все изменения и дополнения в материал были произведены с домашнего компьютера Брагина», — поснил господин Брагин. — Однако в реальности трассировка была проведена с компьютера нотариуса и не несет в себе никакой информации». «А если и вправду кто-то делал трассировку с моего компьютера, то это может быть уже и уголовное дело», — добавил он.

«То, что суд пришел к выводу, что информация в ЖЖ не может быть приравнена к печатным и аудиовизуальным материалам, — это положительный прецедент, который нам очень важен для следующих процессов, — сказала „Ъ“ исполнительный директор ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова. — Интернет — свободное пространство. А отслеживание по интернету вообще не входит в функции избирательных комиссий. Скорей всего, в случае с Брагиным избирком даже не пытался отслеживать других кандидатов. К сожалению, комиссии относятся к кандидатам избирательно, их решения чаще всего политические и основываются не на здравом смысле. Теперь избиркомы начинают использовать новые технологии в борьбе с неугодными кандидатами». По мнению эксперта, пример с судом над Александром Брагиным свидетельствует о необходимости четко прописывать в избирательном законодательстве, что именно необходимо оплачивать из избирательного фонда.

Сергей Титов, Ульяновск