На изменение конъюнктуры рынка промышленность отреагировала быстро. Дефицит оборотных средств — рост задолженности перед поставщиками и кредиторами — вынужденные сокращения. Сокращают рабочую неделю, фонд оплаты труда, персонал. И, естественно, объемы производства.

Снижаемся

В последние несколько лет промышленность Ульяновской области демонстрировала стабильный рост. Индекс производства в обрабатывающем секторе увеличивался год от года: 101,1% в 2005-м, 111% — в 2006-м, 110,7% — в 2007-м. В 2008 году планировали 108,4%. Однако кризис эти планы «подкорректировал».

Уже в ноябре предприятия одномоментно «приземлились» в объемах — кто на 8-10%, кто на 30, а кто и на все 60. Если октябрьский индекс по отношению к сентябрьскому составил 108,9%, то ноябрьский снизился до 103,8%. По оценке регионального министерства промышленности и трудовых ресурсов, падение производства прошло по всем видам экономической деятельности. Понятно, что и итоги года окажутся не самыми утешительными.

Состояние в промышленности — тревожное. Беспокоит отсутствие внятных планов работы на 2009 год, отсутствие твердых контрактов. По предварительным оценкам, в среднем получим снижение на 10-20% от валовой выручки по отношению к 2008 году.

Исключение — оборонка. Почти вдвое намерен увеличить объем производства Ульяновский механический завод, под полученный госзаказ. В планах «Авиастара» — рост минимум в полтора раза. Патронный завод собирается сработать на уровне 2008 года. Автопром заявляет о снижении порядка 10%. Очень сложная ситуация в производстве строительных материалов…

Список Путина

В Правительстве РФ подсчитали, что в господдержке на федеральном уровне нуждаются порядка 1,5 тысяч российских компаний. К середине декабря зампредседателя правительства Игорь Шувалов назвал две группы предприятий, которых нужно поддержать в приоритетном порядке.

Первая — те, кто стабильно работал, имеет низкий уровень закредитованности, но в разгар кризиса утратил доступ к кредитным ресурсам. А временная неспособность оплачивать текущие поставки влечет за собой целую цепочку неплатежей. Вторая группа — кто начал реализацию крупных проектов по техническому перевооружению и уже заказал необходимое оборудование. Не поддержать их сейчас было бы просто недальновидно.

Желающих попасть в «список на господдержку», конечно, немало. Тем более что обещаемые меры помощи постепенно расширяются. К госгарантиям и субсидированию процентных ставок по кредитам, реструктуризации налоговой задолженности добавили докапитализацию, госзаказ, протекционист-ские меры таможенно-тарифной политики, развитие инфраструктурных проектов в населенных пунктах, социальные программы.

Кто из заводов Ульяновской области сможет попасть в этот список? В заявке, отправленной в Правительство России, — «Авиастар-СП», УАЗ, ДААЗ, Ульяновский моторный завод, «Утес», «Контактор», УКБП, Ульяновский патронный завод, НПО «Марс», «Димитровградхиммаш», Ульяновский механический завод, «Ульяновскцемент», мясокомбинат «Ульяновский», «Ульяновскхлебпром», «УльяновскРастмасло», Димитровградский молочный завод, «Алев», Алкогольные заводы «Гросс»…

Развитие продолжается

Но пока суд да дело, регионы принимают собственные антикризисные меры.

План поддержки реального сектора ульяновской экономики включает в себя помощь методическую, ресурсную, административную. Как никогда важно «плечо власти» в получении госзаказа, привлечении средств в рамках федеральных целевых программ. По ФЦП можно получить либо безвозвратные займы, либо субсидии на обслуживание банковских кредитов. Здесь речь уже о поддержке отдельных отраслей — авиастроения, транспорта, текстильной и легкой промышленности.

Очень важна помощь в привлечении финансовых ресурсов. От формирования консолидированных заявок для кредитования до «точечной» работы с банками. Вмешательство в отношения контрагентов — элемент не рыночный, но на данном этапе эффективный. Подвижки есть: Сбербанк открыл программу кредитования УАЗа и «Авиастар-СП», Россельхозбанк профинансировал текстильную фабрику «Румянцево». Получил кредит Димитровградский автоагрегатный завод.

А что с инвестиционными проектами? Около половины из 70 промышленных проектов — в шатком состоянии. Продолжаются самые крупные и те, в которых уже пройдена точка невозврата, — «Кварцверке», «Сабмиллер», «Марс». Не должен быть заморожен проект по «Эклипсу». Есть решение Внешэкономбанка об открытии кредитной линии, инвесторы не отказываются от намерения производить в Ульяновске легкие сверхзвуковые самолеты. Не снято с повестки дня завершение строительства волжского моста, проект «Волжский транзит».

Если инвестиционный проект по развитию промышленной зоны «Заволжье» пройдет конкурсный отбор, Ульяновская область получит 292 млн. рублей из Инвестфонда РФ.

Мария Мишина