Начав с финансовых организаций, кризис внес свои «коррективы» и в работу других предприятий, продолжив волну сокращений. Как будут развиваться события и что нас ждет в 2009 году?

Черный квартал

Развитие ульяновского кадрового рынка до четвертого квартала 2008 года в целом соответствовало общероссийским тенденциям. Как и в предыдущем году, быстрыми темпами росли доходы топ-менеджеров компаний и узких специалистов, отмечался «перегрев» зарплаты менеджеров среднего звена, ощущался острый дефицит рабочей силы во многих отраслях экономики.

«Сбои», вызванные последствиями финансового кризиса, начались с сентября. В сложных экономических условиях компании занялись оптимизацией основных бизнес-процессов и стали избавляться от кадрового «балласта»: высокооплачиваемых сотрудников, работа которых уже не удовлетворяет, персонала, который не имеет прямого отношения к производству и не приносит прибыли. Как точно заметила директор «Альтер Эго Консалтинг» Анна Туманова, за десять лет после последнего кризиса работодатель понял одну простую истину, что предприятие — это бизнес. И руководствоваться надо экономически здравым смыслом, а не эмоциями. Понятно, что при падении производства, неплатежах, отсутствии кредитования никто из сострадания персонал содержать не будет. Да и возможностей для этого просто нет.

Кого теряем и что делать?

Первая волна уведомлений по оптимизации кадров пришлась на осень 2008-го. В целом по России, по данным портала Head Hunter, в период с сентября по ноябрь наблюдалось снижение числа вакансий в таких профессиональных областях, как продажи, производство, маркетинг и реклама, строительство и недвижимость (диагр. 1). Стремительно их «урезали» и среди HR и административного персонала, в сфере транспорта и IT, в банковском секторе.

Что показал ульяновский рынок труда? Первыми в область из других регионов вернулись строители. Если куда более благополучные Москва, Самара, Казань замораживают стройки, то чего же ожидать в этом секторе «на местах»?.. Наступили непростые времена и для отечественного автопрома. А потому в числе заявителей, оптимизирующих персонал, оказались крупнейшие предприятия области — ОАО «УАЗ», ОАО «ДААЗ», ОАО «Ульяновский моторный завод».

На начало декабря 230 ульяновских работодателей уведомили о сокращении в общей сложности 4400 человек. Правда, есть и те, кто в «новых» для экономики условиях набирает персонал под имеющиеся производственные заказы: ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Ульяновский механический завод», филиал ЗАО «ГК Электрощит-ТМ-Самара» Заволжский. В целом в Ульяновске «свободными» оказались около 7,5 тысячи вакансий.

Опасаясь дальнейших осложнений, Госдума внесла поправки в закон «О занятости населения в РФ». Они начинают действовать с 1 января и направлены на усиление роли государства в регулировании рынка труда.

Региональные власти разработали комплекс профилактических и упреждающих мер по снижению напряженности на местном рынке. Так, на предприятиях, где планируются сокращения, организованы консультационные пункты для помощи в трудоустройстве. Идет обмен списками персонала между организациями, увольняющими сотрудников, и теми, кто ведет набор.

Для тех, кто пополнит ряды безработных, размер ежемесячного пособия с 1 января устанавливается в процентном отношении к среднему заработку. Но не выше максимума в 4900 рублей, с выплатой в течение 12 месяцев.

Как отметил в интервью «ДО» министр промышленности и трудовых ресурсов Ульяновской области Вильдан Зиннуров, в резерве областного Центра занятости на выплату пособий по безработице средства есть. Они выделяются из федерального центра, поэтому эта нагрузка на областной бюджет не ложится.

Прогнозы, прогнозы…

Как будет развиваться ситуация на рынке труда в дальнейшем, покажет время. Видимые изменения можно будет наблюдать уже в феврале-марте 2009 года. Пик сокращений, как утверждает Роструд, придется именно на первый квартал. Уже сейчас можно говорить, что уровень зарплат, который неуклонно рос в течение последних двух лет, остановится и зафиксируется.

«Весь 2008 год работодатель рыдал от запросов соискателя и совершенно немотивированного работника, — отмечает Анна Туманова, — последний был «на коне». Но все изменилось. Трансформация ситуации от рынка кандидата к рынку работодателя будет только расти.

Работодатели повысят свои требования к соискателям, а за счет избытка таковых на рынке труда конкуренция среди них только усилится. Конечно, это не решит проблему дефицита высококвалифицированных кадров. И тем компаниям, что сохраняют работоспособность в нынешних непростых экономических условиях, придется усилить меры по удержанию «звездочек».

Сместятся акценты и в работе самих HR-служб компаний. Основной задачей на время кризиса останется оптимизация персонала. С выполнения функций рекрутинга и развития персонала кадровики переключатся на решение внутренних вопросов в управлении персоналом.

Дарья Волгина