Исследованием неизвестных страниц жизни и творчества художника Василия Григорьевича Худякова (1826-1871) много лет занимается исполняющая обязанности директора Ульяновского областного художественного музея Луиза Баюра.
Логическим завершением этого труда стало издание ее монографии об этом мастере живописи, великолепном рисовальщике, авторе монументальных росписей, осуществленное при поддержке губернатора и правительства Ульяновской области в конце прошлого года. Книга, выпущенная ООО «Регион-Инвест», содержит и иллюстрации с живописных картин и графических работ Худякова.
Чем же интересен для нас этот художник? Василий Григорьевич – наш земляк. Благодаря таланту, трудолюбию и целеустремленности, он сумел сделать головокружительную карьеру: из крепостного симбирских помещиков Поливановых вырос в академика и профессора Петербургской Академии художеств. Мы вполне можем гордиться тем, что его полотно «Стычка с финляндскими контрабандистами», приобретенное в 1856 году П.М. Третьяковым, положило начало коллекции будущей Третьяковской галереи. Картины Василия Худякова хранятся и в других крупнейших музеях страны – Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Академии художеств, в музеях Баку, Киева, Казани, Саратова, Ульяновска… Самым большим по численности собранием его работ обладает Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
В конце ХIХ века о художнике-академисте забыли. Но с начала 70-х годов прошлого века интерес к творчеству Василия Григорьевича проявился вновь, что подтверждает высокий уровень его мастерства. Высоко ценятся портреты, жанровые и исторические картины и даже ученические рисунки Худякова. Уже в ХХI веке – в 2001 году в Ульяновском областном художественном музее прошла выставка произведений, приуроченная к 175-летию со дня его рождения.
Как крепостному юноше из провинции удалось вырасти в профессионального художника? Кто были первые наставники будущего живописца? На эти и другие вопросы автор монографии «Василий Худяков» может ответить только предположительно, поскольку многие свидетельства и документы не дошли до нас.
Однако, те материалы, что сохранились, открывают удивительные подробности. Например, отправляя своего крепостного в Москву, известный в Симбирске любитель искусств и коллекционер, помещик Иван Петрович Поливанов сопроводил его таким письмом: «Я нижеподписавшийся желаю поместить Двороваго моего крепостнаго человека Василья Худякова, в училище живописи и ваяния, … сим обязуюсь если он Худяков удостоится каких-либо академических наград дать ему свободу…» Ради этого «сладкого слова» молодой симбирянин был готов на любые лишения. В итоге из всех обучавшихся в училище в 1840-е годы он стал единственным, кто удостоился серебряной медали первой степени.
Еще один удивительный факт: почти полтора десятилетия нашего земляка связывали дружеские и деловые связи с Третьяковым. Павел Михайлович прислушивался к советам опытного художника, вверял ему свои планы и мечты по устройству в Москве общественной картинной галереи, привлекал его в качестве эксперта при приобретении картин и коллекций.
В судьбе Худякова были периоды потрясающих взлетов, когда он имел успех в столице как портретист; когда, вернувшись из Италии, произвел фурор своими итальянскими работами; когда за картину «Игра в шары» получил звание профессора Академии художеств… Но не все складывалось гладко. Свою семью он так и не создал. После возвращения из Италии вел рассеянный образ жизни. У Третьякова занял солидную сумму денег, и этот долг испортил их отношения…
По одной из версий, писатель Иван Гончаров запечатлел своего земляка-художника в очерке «Поездка по Волге» в главном его герое Иване Ивановиче Хотькове (Хотьков, Худяков – случайно ли это созвучие?). Вот фрагмент из описания этого персонажа: «…всегда веселый, резвого, кипучего ума и такого же характера. Встреча с ним – настоящий праздник. … Друзей у него не бывает, но приятели все. …Кажется, сколько мне удалось вскользь заметить, к женщинам он относится так же весело, любезно, как и к приятелям. …Это в нем ни худо, ни хорошо, тут нет никакого принципа, никаких убеждений, а просто натура, темперамент: нервный, чуткий и тонкий организм художника, никогда почти не остающийся в покое».
Умер Худяков в 45 лет от холеры. От него осталась скромная квартирка на Васильевском острове в Петербурге, заваленная многочисленными эскизами, этюдами, рисунками. Большой чистый холст, натянутый на подрамник, так и не дождался, что к нему прикоснется кисть художника…
Ирина Морозова