В ЭТОМ ГОДУ УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРИНЯЛА КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ДО 2020 ГОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЕ УЛЬЯНОВСКА В АВИАЦИОННУЮ СТОЛИЦУ РОССИИ. В ИЮНЕ ЭТОГО ГОДА УЛЬЯНОВСКИЙ ПРОЕКТ УЖЕ ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КОНКУРСЕ НА СОЗДАНИЕ ПОРТОВОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ (ПОЭЗ), РЕЗИДЕНТЫ КОТОРОЙ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ РЯДОМ ЛЬГОТ. ЦЕНТРОМ ФОРМИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО КЛАСТЕРА ЯВЛЯЕТСЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД-ГИГАНТ «АВИАСТАР-СП». ЭКСПЕРТЫ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ У УЛЬЯНОВСКА ИМЕЮТСЯ ВСЕ ОСНОВАНИЯ, ОДНАКО ЭТО ИСПОЛНИМО ПРИ БЛАГОПРИЯТНОЙ КОНЪЮНКТУРЕ, НАЛИЧИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗРАБОТОК НОВЫХ МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТОВ И НАЛИЧИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ. СЕРГЕЙ ТИТОВ

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В октябре 2008 года правительство Ульяновской области утвердило Концепцию социально-экономического развития на период до 2020 года. Как сообщала пресс-служба губернатора, «стратегической целью концепции является превращение Ульяновска в авиационную столицу России». Но впервые идея авиастолицы была громко озвучена еще в феврале 2008 года при торжественной закладке символического первого камня в строительство завода по производству легких самолетов класса «бизнес-джет» Eclipse 500. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов утверждает, что имеет все основания говорить о «столь амбициозной задаче». По его словам, регион располагает потенциалом (см. справку Авиационные активы Ульяновской области) и перспективами: «У нас есть авиационно-промышленный комплекс, который, дает стране больше всего самолетов. В октябре, ноябре и декабре мы сдаем по самолету. И задача состоит в том, чтобы на следующий год каждый месяц мы сдавали по борту. К 2011 году мы должны выйти на производство новых самолетов. И перейти к производству грузовых самолетов. У нас есть несколько учебных заведений, связанных с авиацией. Есть заводы, производящие комплектующие для авиации, два великолепных аэропорта. Так почему мы должны отдавать другим субъектам федерации звание авиастолицы России?»

Директор департамента инвестиций областного правительства Сергей Васин отмечает, что 2008 год «стал для Ульяновской области годом многих положительных свершений в сфере авиации»: представленный в феврале этого года проект строительства завода по производству самолетов Eclipse 500 уже начал реализовываться. 16 сентября наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил решение о поддержке проекта и его соответствующего финансирования на сумму до $330 млн. Земельный участок уже оформлен, начат частичный набор персонала (пока сборочная площадка находится только в г. Альбукерке, США). «Это уникальный проект, завод может стать самым высокотехнологичным авиастроительным предприятием России, с использованием конвейерной сборки», — пояснил господин Васин. Инвесторы проекта отмечают, что «Ульяновская область идеально подходит для такого проекта — регион известен как мощный авиастроительный центр, а ландшафтная специфика, большое зеркало Волги и стабильный климат создают безопасные условия для проведения тестовых и учебных полетов». Проект, по мнению господина Васина, интересен региону еще и тем, что он «полностью отвечает поставленным государственным задачам о развитии экспортно-ориентированных производств».

Строительство нового самолетосборочного производства непосредственно связано с созданием на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» особой экономической зоны портового типа «Волга-АвиаКарго». Июньскую победу ульяновского проекта в федеральном конкурсе на создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) господин Васин называет «вторым по значимости событием в этом направлении» (подробнее о проектах Eclipse и ПОЭЗ см. ниже).

«Два проекта ПОЭЗ уже находятся в стадии реализации, — добавил он. — Это названный проект Eclipse 500 и проект компании «Волга-Днепр» о создании центра технического обслуживания. В отличие от аналогичной зоны в Красноярске, где основной акцент сделан на терминально-логистическую составляющую, мы еще ставим задачу выхода России на новые рынки — технического обслуживания и ремонта воздушных судов». По словам директора инвестиционного ведомства, «сегодня все самолеты зарубежного производства проходят периодическое (трудоемкое) техническое обслуживание в Европе, в Китае, на Ближнем Востоке, а в России этим никто не занимается, и необходимо занять эту нишу».

Руководитель проекта создания базы технического обслуживания Виктор Прокопчик (авиакомпания «Волга-Днепр») пояснил, что из российских воздушных судов в первую очередь будут обслуживаться Ан-124 («Руслан»), Ил-76 и его модификации, самолеты линейки Ту-204 (214, 334), и даже Ан-148 и Sukhoi Super-Jet 100. Из самолетов иностранного производства — в первую очередь Boeing 747, Boeing 737, самолеты производства Air-bas. «Впрочем, все зависит от того, как поведет себя рынок, — добавил господин Прокопчик, — мы — клиентоориентированная компания и в первую очередь будем заниматься обслуживанием тех самолетов, в которых заинтересован заказчик». Помимо ведения трудоемких форм технического обслуживания самолетов одним из основных направлений будущей базы является конвертация самолетов из пассажирских в грузовые. По словам господина Прокопчика, это «общепринятая мировая практика, когда воздушные суда, отработавшие по 15 лет, переделываются в грузовые варианты».

ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ СИЛА В то же время, как пояснил менеджер департамента корпоративных коммуникаций ОАО «ОАК» Максим Сысоев, заниматься деятельностью по развитию самого аэропорта «Ульяновск-Восточный» и второго ульяновского аэропорта «Ульяновск-Центральный» будет ООО «Управляющая компания «Волга-Технопорт», создаваемая в настоящее время совместно ОАО ОАК и правительством Ульяновской области. По данным департамента инвестиций облправительства, инвестиции в проект «Аэропортовая деятельность» ожидаются в объеме 270 млн рублей. На первоначальном этапе «Волга-Технопорт» будет заниматься только развитием аэропортов и привлечением в аэропортовую деятельность дополнительных инвестиций. В перспективе, согласно планам областного правительства, у новой управляющей компании предполагается и аэропортовая деятельность.

Эксперты отмечают, что в любом случае центром формирования авиационного кластера является самолетостроительный завод-гигант «Авиастар-СП». «Естественно, ядро — это «Авиастар», — говорит директор департамента инвестиций. — Но в планах областного правительства — создание кластера по производству авиакомпонентов на основе «Авиастара» и УКБП с привлечением новых инвесторов и новых компаний».

Как пояснил министр промышленности и трудовых ресурсов Ульяновской области Вильдан Зиннуров, «теперь, начинается формирование на основе «Авиастара» кластера по производству авиакомпонентов». Так, рассматриваются варианты расширения деятельности ОАО «Утес» и УКБП — в этом году их проект выиграл конкурс на разработку навигационных систем нового поколения, дающих в три раза более высокую точность в сравнении с существующими. По мнению господина Зиннурова, вокруг «Авиастара» на производстве могут развиваться многие новые предприятия. «Не только авионика — полы, панели, кресла, заклепки, — множество авиакомпонентов — их более 400 типов, и многое можно делать в Ульяновске, — сказал министр. — Кресла у нас уже делают на заводе «Агрегат». Имея опыт изготовления электропроводки для автомобилей, почему мы не можем перевооружить предприятие, повысить квалификацию сотрудников и перейти к производству самолетной проводки? На заводе «Гидроаппарат» мы могли бы изготавливать гидравлические переключатели. Те же заклепки, которые нужны миллионами штук. Сейчас все это закупается, а начать выпуск в Ульяновске не составляет больших проблем. Для одного самолета в год это не выгодно, а для тридцати самолетов уже можно взяться за рентабельные компоненты». Кроме того, по словам министра, начинаются переговоры о строительстве завода по производству композитных материалов. На сегодня, по его данным, на инвестиции по проекту завода от 400 до 700 млн евро осталось два претендента — Казань и Ульяновск. Предполагается, что будущий завод будет снабжать композитными компонентами все авиастротельные предприятия, входящие в ОАК.

По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, многие самостоятельные предприятия по производству авиакомпонентов могли бы разместиться непосредственно на площадях ЗАО «Авиастар-СП», поскольку у самолетостроительного предприятия достаточные свободные площади, а излишние накладные расходы, затраты можно будет компенсировать, пуская целевых арендаторов.

Эксперты признают, что развитие многих авиационных предприятий города, а значит, и реальность статуса авиационной столицы России зависят от благополучия «Авиа-стара-СП». Так, менеджер департамента корпоративных коммуникаций Олег Сысоев отметил, что «на сегодняшний день «Авиастар-СП» на деле является лидером и основной сборочной площадкой в гражданском авиастроении России. По объемам производства завод значительно обгоняет воронежское и казанское предприятия, и в ближайшем обозримом будущем «Авиастар» сохранит свое положение». В ОАК также отметили, что об устойчивости этого самолетостроительного завода говорит и его подготовка к строительству транспортных самолетов Ил-476, а также начавшийся в этом году процесс технического и технологического перевооружения.

В свою очередь господин Пантелеев считает, что «в ближайшей перспективе «Авиастар-СП» выглядит наиболее благополучным предприятием самолетостроения». «Очевидно, что в ближайшие пять и более лет в размерности свыше ста кресел самолет Ту-204 будет единственным и наиболее востребованным, а вся серия будет производиться в Ульяновске, — сказал глава аналитической службы «Авиапорта», — и портфель будущих заказов достаточно велик. Но 50 самолетов за весь период существования Ту-204 — это для такого гиганта как «Авиастар» — почти ничто. И реальные перспективы самолетов семейства Ту-204 могут быть не настолько прекрасными, если государство не реализует программу поддержки серийного производства, считает господин Пантелеев. По его мнению, у предприятия собственных средств нет, для лизинга самолетов тоже нужны доступные длинные кредиты, но при нынешней ситуации на рынке без государственной поддержки не обойтись. Олег Пантелеев также отметил, «что в то время как в Комсомольске-на-Амуре готовится к серии Sukhoi Super-Jet 100, а в Иркутске — МС-21, то гражданских проектов производства после 2015-2020 годов пока особо не видно». Косвенно эту мысль подтверждают и в ОАК, полагая, что «в отношении гражданских проектов после 2015 года (примерный срок «схода» Ту-204) загрузка завода будет определяться временем реализации новых проектов корпорации».

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ «На самом деле, ключевой момент заключается в другом, — считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт». — Для того чтобы предприятие могло получить достойное место на рынке и в инфраструктуре, важно, чтобы был кадровый потенциал. Квалифицированных специалистов не хватает всегда. Все остальное можно быстро купить — и оборудование, и сырье… А вот людей быстро не купишь».

Олег Пантелеев считает, что нужны традиционные программы: создание условий подготовки кадров и их закрепления, предоставления им жилья на льготных условиях, «это все те программы, которые в состоянии решить или инициировать губернатор».

Министр промышленности и трудовых ресурсов правительства Ульяновской области утверждает, что в этом году один пилотный проект закрепления кадров для «Авиастара» уже реализовали — удалось привлечь и закрепить около 1200 рабочих. Тем не менее господин Зиннуров признает, что сегодня закрепляемость выпускников технического колледжа — всего 23%.

В то же время член президиума Федерации авиационного спорта Ульяновской области и член губернаторского совета по развитию предпринимательства Владимир Ефимов считает, что никакой нормальной системной работы по созданию кадрового авиационного резерва в Ульяновске нет. «Мы уже два года бьемся и пытаемся возродить авиационно-спортивный технический клуб в районе авиастроителей, и все эти два года не можем добиться площадки под аэродром малой авиации. Такое впечатление, что никому это не нужно». Он также считает, что без малой авиации и системы воспитания авиационных кадров называться авиационной столицей невозможно, «и бренд «авиационная столица» становится просто пиаром на фоне авиационных проектов.

Между тем в управлении промышленности облправительства отмечают, что уже сформирована «Комплексная программа по привлечению, подготовке и закреплению персонала на предприятиях Ульяновской области на 2008-2011 года», основные направления которой — создание ресурсного центра для обучения и переподготовки специалистов и — обеспечение специалистов общежитиями и жильем на льготных условиях. В программу также входят пропагандистская и профориентационная работа. «Мы будем заниматься профориентацией начиная с детского сада», — пояснил директор, руководитель управления Александр Денисов. По его словам, в программе предусмотрено финансирование мероприятий на три года на общую сумму 3,129 млрд рублей. «Разумеется, это будет на условиях софинансирования со стороны авиационных предприятий и ОАК, своих денег у нас не так много», — добавил господин Денисов.

БРЕНДОВАЯ ИДЕЯ В августе этого года в Ульяновске впервые прошел авиасалон в формате выставки и авиашоу, на котором рядом с самолетами-гигантами расположились самолеты малой и сверхмалой авиации. Впервые за всю историю Ульяновска в этот день на поле у «рулежки» «Авиастара» собралось около 50 тысяч человек. Это была первая проба. А 28-30 января 2009 года в Москве состоится Первый авиационный форум России и стран СНГ, в котором наряду с британской компанией С5 Ульяновская область выступит соорганизатором. В 2010 году планируется провести в Ульяновске полноценный авиасалон — как показ авиационных достижений и встречу конструкторов, самолетостроителей, эксплуатантов и инвесторов. Министры облправительства не скрывают, что одна из основных целей авиасалона — привлечение инвесторов, в первую очередь — иностранных. Губернатор области утверждает, что и сам бренд авиационной столицы необходим для позиционирования перед западными партнерами. Доктор экономических наук, профессор Ульяновского госуниверситета Анатолий Лапин видит в этом только положительный эффект: «Бренд — это всегда доля пиара, торговая марка, почему бы не продавать регион, имеющий достаточные ресурсы в авиастроении. Развивать высокие технологии лучше, чем продавать природные ресурсы. «Мы выбрали нужное направление, сейчас авиация — тема номер один, она имеет реальные перспективы, и если в автопроме мы будем вырастать на единицы процентов, то в авиации — в разы, потенциал — просто головокружительный», — убежден Вильдан Зиннуров.

Предварительно на формирование самого бренда «Авиационная столица России», по данным областного министерства промышленности (формирование бренд-бука, разработка стратегии), планируется потратить в 2009 году около 1,4 млн рублей, кроме того, на проведение авиационного форума и выставочной деятельности — 1,2 млн. «Мы надеемся, что будут привлекаться средства авиационных предприятий», — говорят в министерстве.

Какие потребуются общие затраты на завоевание и удержания титула «Авиационная столица России», никто из министров сказать не мог. Руководитель департамента инвестиций заметил: «Бюджетные средства надо экономить, не самим платить, а привлекать инвесторов, чтобы они платили». Для того и бренд, считают чиновники.

ЧТО ВОЙДЕТ В ОСОБУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЗОНУ

Общая предполагаемая территория ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» составляет 642 га и при необходимости может быть увеличена в два раза. Основные проекты ПОЭЗ — развитие терминально-логистической инфраструктуры, обслуживание, ремонт и модернизация воздушных судов российского и иностранного производства, завод по сборке реактивных самолетов ECLIPSE-500. Самолет Eclipse 500 нового поколения относится к категории — VLJ (Very Light Jet). Максимальная дальность полета с четырьмя пассажирами на борту 2084 километра. На самолете полностью цифровые индикация, системы навигации и управления. Стоимость на сегодня — $1,6 млн. Инициатором проекта по строительству завода в Ульяновске выступила люксембургская компания ETIRC Aviation, входящая в состав голландского венчурного фонда ETIRC B.V. К концу 2009 года планируется выпустить первые 50 самолетов. Начальные инвестиции в первом году реализации проекта составят порядка $100-150 млн. Виды деятельности резидентов ПОЭЗ: погрузочно-разгрузочные работы; складирование и хранение товаров; транспортно-экспедиторские услуги; снабжение и снаряжение воздушных судов; ремонт, техническое обслуживание и модернизация ВС; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые сборочные операции; биржевая и оптовая торговля; обеспечение функционирования объектов инфраструктуры. Резидентам ПОЭЗ предоставляются льготы: освобождение от таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов; возмещение НДС по факту помещения товаров в портовую ОЭЗ; освобождение от налогов на имущество и на землю в течение 5 лет; снижение ставки налога на прибыль до 20%.

АВИАЦИОННЫЕ АКТИВЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

К авиационному кластеру Ульяновска относятся: самолетостроительный завод ЗАО «Авиа-стар-СП», международный аэропорт «Ульяновск-Восточный», аэропорт «Ульяновск-Центральный» (ОАО «Аэропорт Ульяновск» — Баратаевка), ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр», авиакомпания «Полет» (головной офис в Воронеже), Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУ ГА), Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (ОАО «УКБП»), ОАО «Утес» (разработка и серийное производство навигационного оборудования), будущий завод по производству самолетов Eclipse 500, аэродром РОСТО-ДОСААФ «Белый ключ».