Молодость – такое время, когда хочется радоваться жизни: клубы, дискотеки и тому подобные прелести. Молодежь спешит жить. И так было всегда, во все времена. Ну, с небольшими отличиями в зависимости от эпохи. Вот что мы узнали о мелекесской молодежи начала прошлого века из воспоминаний нашего земляка, Василия Андреевича Плисова. Со словами: «Это будет вам интересно…» нам передала эти воспоминания директор Димитровградского краеведческого музея Марина Владимировна Ивлиева, за что мы ей очень благодарны. Итак: посад Мелекесс, ученик начальной школ, а позднее – учащийся ремесленного училища, Василий Плисов…

Из воспоминаний В.А.Плисова:

«…Самые яркие впечатления связаны у меня с Народным домом (ныне – здание драматического театра). Работал Народный дом ежедневно, посещения были и платные, и бесплатные.

Впервые я посетил его в 1912 году, когда наш класс начальной школы вместе с другими учащимися отправился на просмотр спектакля. Помню, когда организованно, под наблюдением учителей, мы вошли в здание, меня удивило множество дверей, через которые мы попали в главный зал. Там же я был очарован видом нарисованной на занавеси церкви. Пожарная каланча, другие постройки – это же изображение нашего посада! Потом я бывал в Народном доме на многих спектаклях, благодаря брату Семену. Пом-ню «Отелло», «Вий». На сцене Народного дома часто ставились любительские спектакли. Особенно были популярны пьесы А.Н.Островского. Организаторами постановок и исполнителями главных ролей были супруги Поповы.

Популярны были музыкальные концерты гимназической молодежи под управлением учителя музыки Ф.С.Тельнова. Всегда вызывали на бис его супругу с песней «Лапти». Успехом пользовались выступления членов семьи Эшенбах. Хороши были номера струнного оркестра под управлением Макушова.

Посчастливилось мне посмотреть и прослушать десятка полтора постановок известного руководителя оперного театра Южина. Театр проезжал из Москвы в Ташкент в голодное для Москвы время. Спектакли ставили почти ежедневно при переполненном зале. Мы, учащиеся ремесленной школы, не располагали средствами для посещения театра, но выход нашли. Администрация оперного театра привлекала нас для участия в массовых сценах без слов. Нас одевали по ходу постановки, давали указания – как и что делать во время выхода на сцену. Благодаря нашей «артистической» деятельности мы имели возможность посмотреть весь репертуар театра. Первой оперой на сцене Народного дома была опера «Галька», затем – «Аида». Произведения исполнялись с симфоническим оркестром, были красочные декорации, яркие костюмы.

При театре был духовой оркестр, работавший под управлением бывшего военного капельмейстера. Я очень любил слушать игру этого оркестра, когда он по вечерам или в праздничные дни выступал в городском саду. Звуки оркестра слышны были во всем городе, особенно в зимнее время, когда он играл на катке, сооруженном в южной части городского сада…»

Похоже, раньше молодежь больше интересовалась театральными постановками. Отчас-ти это связано с тем, что сейчас возможностей отдохнуть у юношей и девушек гораздо больше. Другой вопрос – как используются эти возможности? Молодой человек, пригласите девушку в театр на премь-еру…

Из воспоминаний В.А.Плисова:

«…Городской сад располагался в центре города между пожаркой и зданием кино «Унион». Под ним в подвале работал фруктовый магазин. Помню, я там покупал айву, это чем-то напоминало грушу, но очень твердое и менее сладкое, хотя по-своему приятное. Всегда в этом магазине было прохладно…»

Ну этим нас не удивить. В любом киоске можно купить и грушу, и айву, и еще массу самых экзотических фруктов, которые мальчику начала XX века и не снились. Но! Только представьте: дореволюционный посад Мелекесс, фруктовый магазин в подвале, зажатый в ладони пятиалтынный, и – предвкушение неизведанной еще радости: айва!..

Из воспоминаний В.А.Плисова:

«…Захватывающее зрелище – запуск воздушного шара в последние дни Масленицы. Все это организовывал антрепренер Вещакин. Он арендовал Народный дом, содержал труппу актеров и ставил спектакли для населения, которое охотно их посещало…»

Сейчас в праздничные дни (весьма многочисленные) доступно все: и салют, и аттракционы, и дискотека. Недоумение на лицах, когда праздник заканчивается рано и без салюта.

Из воспоминаний В.А.Плисова:

«…Когда я был учеником ремесленной школы (ныне – здание Мелекесского агролицея), с 1917 по 1920 год, то посещал в Народном доме концерты, развлекательные вечера с танцами для всех желающих, участвовал в диспутах на антирелигиозные темы. С большим удовольствием слушал на сцене Файзуллу Туищева, который одновременно играл на многих гармониках. Размер самой малой из них был чуть больше спичечного коробка…»

С наклеенных повсюду рекламных листков привлекательные девушки зазывают на пивные вечеринки и стрип-шоу. Концерты звезд, выступления артистов… Развлечения стали доступными.

Из воспоминаний В.А.Плисова:

«…Известным у молодежи посада было и здание сиротского приюта памяти А.В.Марковой (ныне – здание Димитровградского краеведческого музея). Там жили ребята, учившиеся в ремесленной школе. На его крыше к центральной пике закрепляли мачту для слушания радио из Москвы. Это была первая связь с Моск-вой…»

А Интернет на что? Там же все есть! Сотовые телефоны практически у каждого.

Из воспоминаний В.А.Плисова:

«Летом 1917 года, когда наступила уборочная страда, учащиеся мужской и женской гимназий организовали отряды по оказанию помощи в уборке урожая бедному населению, особенно женщинам-солдаткам. Городская власть выделила уборочные машины. Бригада работала в Новой Майне, Лебяжьем, Чувашском Мелекессе, где молодежи предоставляли ночлег (как правило, в школах) и питание: молоко, хлеб, яйца. Работа шла слаженно. По окончании трудового дня часть гимназистов, наскоро поужинав, отправлялась в Мелекесс, в Народный дом…»

Еще лет пятнадцать-двадцать назад школьники и студенты регулярно ездили «на картошку». Из центра старого города даже пускали рейсовый автобус, на котором все желающие поработать (и заработать) могли поехать в колхоз.

Из воспоминаний В.А.Плисова:

«…Зал Народного дома всегда был полон. На его сцене выступали с концертами и спектаклями любители худо-жественной самодеятельности посада: гимназическая молодежь, местная интеллигенция. Здесь устраивались маскарады, танцевальные вечера с призами за лучшее исполнение. Лучшим танцором в мое время считался Михаил Шляпка. Не было ему равных, когда он выходил на «барыню» или на русскую пляску. А когда объявлялась мазурка, публика старалась расширить круг, чтобы дать место для танца и понаблюдать за красивым исполнением этого танца. Здесь были и Михаил Шляпка, и брат с сестрой Аристовы, еще несколько известных пар…»

«Спешите жить» – красивый лозунг. Но за спешкой порой не успеваешь увидеть всей красоты жизни, самой прекрасной из всех возможных.

Вы только посмотрите, как мало нужно было для счастья мальчишке, жившему век назад! Сколько удовольствия доставляли ему простые вещи: спектакли в Народном доме, танцы, запуск воздушного шара на Масленицу… А теперь сравните – сколько всего есть у вас. Светлое будущее? Конечно. Научно-технический прогресс? Естественно. Все идет, как надо, причем как будто само собой. Ничего не хочется, потому что есть все. И не надо прикладывать особых усилий. И не надо работать в поте лица, когда можно отсидеть в конторе восемь часов, раскладывая «Косынку», и получать за это зарплату. Есть телевизор, который расскажет о том, что происходит в мире. Есть Интернет, где можно общаться с людьми, которых никогда не видел (и не увидишь). Есть все. Стремления и идеалы пропадают, размываются в смутно различимом, но таком предсказуемом будущем. Но предсказуемость эта не рождает почему-то ощущения стабильности. И опускаются руки, и разочарование на лице, и желание чего-нибудь такого-эдакого. И сигареты, и пиво, и наркотики…

Но жизнь по-прежнему состоит из радостей. Нужно только уметь их видеть.

И в последнее время у молодых появляется желание увидеть, понять и поверить.

На рождественскую службу в церковь каждый год приходит все больше и больше молодежи…

Павел СЛЮНЯЕВ