В субботу, 17 января, ГУВД и редакция газеты «Димитровград» провели рейд по выявлению нарушений правил торговли на центральном рынке. Проверку проводили инспектор отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка Руслан Хайруллов и корреспондент газеты «Димитровград» Татьяна Коломейцева

К участию в контрольных закупках мы решили привлечь покупателей, согласившихся проверить продавцов на обман. Первого добровольца нашли в мясном ряду. «Хотите проверить, не обсчитали ли вас?» – с этим вопросом я подошла к женщине, которая, расплатившись, начала раскладывать покупки по сумкам. «Хочу!» – не задумываясь, ответила та, и мы отправились к контрольным весам.

Домохозяйка купила курицу и несколько килограммов говяжьих обрезков. За 4,6 килограмма обрезков по цене 45 рублей за килограмм она заплатила 207 рублей. Взвесили, подсчитали: недовес составил 180 граммов, следовательно, переплачено 8 рублей 10 копеек. Взвесили курицу, за которую было заплачено 163 рубля: с учетом ее цены – 88 рублей за килограмм, она должна весить 1,852 килограмма. Но, увы, стрелка контрольных весов застыла на делении 1,650. Обсчет составил 17 рублей 80 копеек.

Вернулись в отдел, где торгуют куриным мясом. Продавец, которой мы предъявили претензии, сразу отреклась от покупательницы: дескать, я ее не помню, а значит, ничего ей не продавала. Но после убедительных доводов поменяла тактику и вернула переплату. Покупательница, взяв деньги, попросила отпустить ее. Она оставила свои координаты и ушла, а посему торговца, совершившего обман при продаже говяжьих обрезков, пришлось «простить»…

Пока инспектор милиции составлял протокол, я перешла на другой конец торгового ряда и заняла наблюдательный пост у рыбной лавки. Проверить продавца на честность согласилась пенсионерка, купившая судака. За рыбу по цене 110 рублей за килограмм покупательница заплатила 210 рублей, значит, судак должен весить 1,9 килограмма. Взвесили. На 50 граммов больше! Хорошо работает сарафанное радио! Уже можно не проверять. Как показывает практика, во время рейдов продавцы отпускают товар с «походом», то есть предпочитают обвешивать себя.

Пенсионерка даже расстроилась: «Как же так?! Здесь в рыбных отделах всегда обманывают!» К контрольным весам подошли две женщины, обе купили хребты семги по цене 75 рублей за килограмм. Конечно, все в полном порядке…

Но вот девушка положила на чашу весов небольшой кусок мясного рулета. Она заплатила за него 60 рублей. Я достала калькулятор: цена 240 рублей за килограмм, вес 220 граммов, получается, 52 рубля 80 копеек, обсчет – 7 рублей 20 копеек. Вот как! Значит, на рынке изменилась система оповещения! В былые времена после составления первого протокола все продавцы знали не только о проверке, но и как выглядят проверяющие. Теперь же полезную информацию получают только соседи по торговому ряду…

В отделе колбасных изделий продавец заявила, что мясной рулет стоит 250 рублей за килограмм, но как только мы указали на ценник, сдалась: вернула покупательнице переплату и начала отвечать на вопросы инспектора. А я отправилась на поиски обманутых покупателей в ряды, где торгуют овощами и фруктами.

Там я приметила семейную пару, которая покупала мандарины и гранаты. Дождавшись, когда они рассчитаются с продавцом, предложила им проверить, не обманули ли их. Продавец, услышав наш разговор, возмутилась: «Чего тут проверять?! Все правильно!» Мы не успели опомниться, как торговка завладела пакетами с фруктами и начала их взвешивать, подсчитывая на калькуляторе разницу. Вместе с пакетами она вернула две десятирублевые купюры. Такой поворот просто ошарашил покупателей, они, не понимая, что происходит, взяли товар и деньги и быстренько удалились. Продавец, встав в позу сахарницы, победоносно посмотрела на меня. Чтобы сбить с нее спесь, я достала фотоаппарат. Она тут же повернулась ко мне задом и начала громко ругаться. На ее крик примчались добры молодцы – то ли грузчики, то ли родственники. Окружив меня, они начали грозно требовать (в переводе на литературный язык) объяснения моих действий. Я попросила их немного подождать. Но когда вернулась с милиционером, бравых защитников уже не было, а продавец доброжелательно улыбалась и «ничего не знала»…

Поскольку уже никто никого не обвешивал и не обсчитывал, инспектор принялся проверять наличие санитарных книжек. Здесь было выявлено два нарушения.

Татьяна КОЛОМЕЙЦЕВА