– Наш батюшка сам расписал иконами стены в храме, – с гордостью говорят прихожане в Кузоватове.

– Ага, свои нарисовал, а старинные все повыносил да продал, – тут же отвечают другие.

Чтобы разобраться в ситуации, репортер «НГ» отправился в райцентр, в храм преподобного Серафима Саровского

В Кузоватове про настоятеля храма преподобного Серафима Саровского – отца Сергия – стали поговаривать, что он разворовывает церковь. Якобы на стенах святые лики нарисовал, а настоящие, особо ценные иконы вывез и продает. Священник разводит руками:

– На чужой роток платок не накинешь. Что можно вынести из храма, в который некогда все собирал своими руками? А с иконами… Я некоторые образа возил в Питер на реставрацию. Возможно, кто-то увидел, как их в машину грузят, вот и пошел слух. А вообще, об этом сплетничали, когда я еще в Кивати работал.

Райцентр

Настоятелем храма в Кузоватове отец Сергий стал 12 лет назад. До этого 8 лет работал в Кивати. Не скрывает, что ему, русскому, было сложновато в мордовском селе. Язык, нравы, уклад – все другое.

– После нескольких лет работы, – рассказывает священник, – появились ученики. Одному из них, коренному киватскому, я и предложил – оставайся здесь настоятелем, а я поеду в Кузоватово.

Работать в райцентре было негде. Нынешний храм нисколько не похож на то здание, которое некогда отдали отцу Сергию под церковь.

– Это была прямоугольная коробка, – вспоминает он, – построенная в 1954-м году учащимися местного ПТУ. Кривые стены и потолки. Пол под наклоном – это зрительный зал. Вроде как поначалу здесь показывали кино, потом устроили дискотеку. Сколько сил в реставрацию вложено – не измерить.

Художник

Когда ремонт был закончен, встал вопрос о росписи стен внутри храма. К отцу Сергию наведались профессионалы – специалисты по иконописи. И предложили свои услуги.

– Оценили себя в 100 долларов за квадратный метр, – улыбается настоятель. – Таких денег у нас никогда не было. Поэтому пришлось вспомнить о своих способностях к рисованию.

Отец Сергий рассказал о том, что когда-то мечтал стать художником. И даже ездил в Питер – поступать в художественную академию. Думал, это вполне реально сделать за счет таланта. Но к дару нужны были связи и деньги. Ни того, ни другого у него не оказалось. И с мечтой об академии пришлось распрощаться. Зато завязались новые знакомства, благодаря которым он пришел к Богу и оказался… в духовной семинарии.

– Но дар рисовальщика мне все-таки пригодился, – смеется он. – Где бы я на нашем безденежьи средства на художников нашел? А так… Купил краски и кисти, закатал рукава, и сам на стены полез.

Процесс

Сюжеты для фресок отец Сергий скачивал из Интернета. Краски использовал обычные темперные.

– Сложно с ними работать, – сетует. – Пока красишь, цвет замечательный. Высыхает – словно обесцвечивается. По нескольку раз переделывать приходилось.

Говорить о том, что творчество приносило великую радость, не приходится. Да, было удовлетворение от того, что делаешь нужное дело. Но помимо творческой работы было очень много технической.

– Знаете, почему у мастера по росписи обязательно есть подмастерья? – улыбается священник. – Потому что помимо творчества очень много технической работы. Например, грунтовка. Трехметровую фигуру загрунтовать – это ж сколько времени надо!

По лесам да по лестницам отцу Сергию пришлось полазить немало. Однажды чуть не навернулся с пятиметровой высоты.

– Перенес с места на место лестницу, – вспоминает он, – только до лесов поднялся, она и поехала. Я за доску успел уцепиться и повис. Если бы не люди, ребра бы точно переломал.