Слияние школы №68, лицея Эдварса №90 и детсада №206 продолжается. Попытка создания первого в Ульяновске автономного образовательного учреждения наглядно демонстрирует: если и другие «автономии» будут создавать по такой же схеме, то «автономная» идея может быть полностью и окончательно дискредитирована…

Создание первого в Ульяновске АУ, на наш взгляд, заслуживает пристального внимания хотя бы потому, что авторы федерального закона №174 «Об автономных учреждениях» утверждают, будто «автономии» помогут вытащить из пропасти российское образование. Понятно, что автономия – не панацея. Не нужно торопиться утверждать, что АУ – это только благо. Потому что создано их в стране небольшое количество (не в нашем, конечно, регионе), и старшим «автономиям» чуть больше года отроду…

ТРИ СТОРОНЫ

Трудно возразить депутату гордумы Геннадию Матвееву, который сказал, что важно проанализировать и оценить три стороны процесса: правовую, финансовую и нравственную.

Если учесть, что управление образования мэрии не намерено останавливаться на лицее №90, а собирается создать несколько АУ, стало быть, «автономизация» коснется не одной сотни ульяновских учеников и их родителей. Как образно сказала начальник управления Людмила Соломенко, сначала власть «прокачает» ситуацию на одном учреждении, а потом «пересадит» ее на другие школы и детские сады. Так что, уважаемые родители и ученики, готовьтесь к «пересадке»…

Родители, ученики и учителя 68-й школы, на ком ситуацию «прокачивают» сегодня, реагируют так: более 400 подписей под обращением против слияния, плюс 300 заявлений родителей (в школе – чуть больше 500 учеников) о запрете передачи дел учащихся в лицей…

ПРИЗРАК ЭКОНОМИИ

Из трех сторон пока больше «ясности» с финансами. «Год покажет», – сказала Соломенко. До сих пор чиновники конкретных сумм так и не назвали.

Странно. Ведь АУ по своей форме – не частные, а муниципальные образования. Но с большей свободой у директоров распоряжаться доходами (бюджетными и самостоятельно заработанными). Так что не мешало бы власти, отвечающей за образовательный процесс и расходование бюджетных (читай – наших) средств, все же научиться считать деньги…

Директора некоторых ульяновских школ и лицеев считать деньги умеют, но не склонны идеализировать «автономию». Жаль, но они не согласились, чтобы мы назвали их имена. Директора говорят, что проблема не в том, чтобы взять больше возможностей, которые предоставляются АУ, а в том, что и ответственность расширяется. Однако когда на сегодняшний день бюджет еще должен за коммуналку, уверенности в нормальном финансировании «автономии» нет. Дополнительные платные услуги – это хорошо, соглашаются директора. Но доля родителей, готовых их оплачивать, чрезвычайно мала. И третье, для создания «автономий» на основании федерального закона «Об автономных учреждениях» должны быть изданы местные документы. А их нет. Правда, при этом некоторые директора шутили, что не удивятся, если эти местные документы вдруг «завтра появятся»…

УЧЕБНОЕ РЕЙДЕРСТВО

12 января, когда родители учеников 68-й школы встречались с Анатолием Эдварсом, некоторые из них говорили: «Это же обыкновенный рейдерский захват!»

Образно? Наверное. В тот день еще трудно было предположить, что создание «автономии» станет похожим на классику рейдерства…

Сначала организуется доступ к учредительным и финансовым документам предприятия. Затем, как правило, сменяется директор. После этого путь к присвоению предприятия становится открытым.

В общем, насколько то, что происходит в школе №68, похоже на рейдерский захват, судите сами.

В начале декабря в коллективах учреждений проходят собрания с повесткой дня: «О присоединении… путем реорганизации к автономному учреждению «Автономное образовательное учреждение полного цикла авторский лицей Эдварса №1». Обратите внимание: присоединение к преобразованному в АУ лицею (и с номером 1 вместо 90).

13 января на заседании комитета гордумы выясняется, что тактика «присоединения» уточняется: сначала школа, лицей и детсад сливаются под крышей лицея. А затем, на втором этапе, новое учреждение преобразуется в «автономию» – лицей Эдварса. Депутаты предлагают все просчитать и создать комиссию, которая бы развеяла сомнения. Юристы гордумы и мэрии говорят о том, что при реорганизации (а слияние относится именно к реорганизации), мэрия обязана провести экспертную оценку последствий принятия решения о реорганизации. «В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения», – утверждается в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Юристы предупреждают о необходимости (как того требуют законы) учета мнения родителей…

Несмотря на мнения депутатов и юристов 14 января Людмила Соломенко подписывает приказ «О необходимости слияния» трех учреждений.

15 января Людмила Дмитриевна назначает с 16 января Маргариту Курушину (замдиректора лицея №90)… директором школы №68!!! (Как написано в приказе, «временно, на время ежегодного отпуска директора школы №68 Логиновой Г. А.»).

Не потому ли, что Логиновой приказом от 14 января поручалось подготовить личные дела учащихся школы для передачи в лицей №90, провести инвентаризацию имущества школы и подготовить ее передачу в лицей? И еще провести родительские собрания и собрания коллектива совместно с представителями администрации лицея…

Такова правовая сторона процесса…

БОЛЬШЕ ТРЕХ НЕ СОБИРАТЬСЯ

16 января начальнику управления образования было направлено письмо за подписью председателя родительского комитета школы №68 Екатерины Адамовой. В письме напоминается, что более 400 человек – против слияния школы с лицеем. Что решение о слиянии нарушает права детей и родителей. Сообщается о том, что Анатолием Эдварсом запрещено проведение родительских собраний, изымаются личные дела учеников 68-й школы. 302 родителя написали «заявления о категорическом запрете передачи личных дел учащихся в лицей». В итоге: родители требуют отменить приказ от 14 января (или приостановить его действие) и восстановить нормальную работу школы.

Представители инициативной группы рассказывают, что поскольку собрания в школе запрещены, то родители встречаются в коридорах домов, где живут некоторые из них, а то и просто – на улице. На таких «собраниях» (протоколы каждого класса оформлены отдельно) и было принято решение написать заявления о несогласии с передачей личных дел учеников. Передать «скопом» все 300 заявлений не удалось: потребовалось личное присутствие каждого. Но в рабочие дни не все успевают до 17 часов зайти в школу. Поэтому на сегодняшний день принято около 80 таких заявлений.

Тяжелее всех 11-классникам и их родителям. По-человечески их можно понять: люди опасаются, что их детей могут «завалить» на экзаменах. Но и они не торопятся писать заявления о согласии перевода детей в лицей. Обстановка в школе нервозная: некоторые учителя звонят родителям домой, уговаривают перейти в лицей. Совещания с учителями школы и родительские собрания стали проводить с присутствием психолога. Строптивых учителей особенно не уговаривают: не хочешь – пиши заявление на увольнение. Некоторые, говорят, уже перешли на работу в другие учебные заведения…

Администрация лицея тоже «борется» за учеников школы, склоняя родителей к написанию заявлений о переводе детей в лицей. Дурацкая ситуация: и после таких заявлений дети приходят в классы 68-й школы и их учат школьные учителя! Ведь никакого слияния, перевода учителей на работу в лицей, нового штатного расписания и финансирования НЕТ. Есть только намерение это сделать, и приказ с названием: «О необходимости слияния»…

В общем, люди устали настолько, что, как говорит Екатерина Адамова, хоть сейчас забирай ребенка из школы. Ответов на обращения родителей и учителей в прокуратуру, гордуму, управление образования и так далее – нет. Некоторые говорят, что выход один – идти на прием к Сергею Морозову. Если в четверг, 21 января, реакции на обращения не будет, инициативная группа будет готовить очередную показательную «забастовку». И в ближайшие понедельник и вторник многие школьные парты снова будут пустовать, как это было 12 января…

Впервые столкнувшись с такой сложной ситуацией, учителя и родители стали изучать и законы, и устав школы. Во всех этих документах написано: «Родители имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, защищать законные права и интересы детей, участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом этого учреждения».

В Уставе 68-й школы есть замечательный пункт: «В случае реорганизации, ликвидации школы учреждение обеспечивает перевод учащихся с согласия родителей в другие общеобразовательные учреждения». А начинается устав школы и вовсе замечательно: «Деятельность учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей…»

А в реальности? Что можно сказать о нравственной стороне «автономизации»?..

НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ – «ЗА»!

21 января информационное агентство «Татар-информ» сообщило: «Ульяновск и Татарстан обменялись опытом создания автономных учреждений». И далее: «В рамках обмена опытом по созданию автономных образовательных учреждений столицу Татарстана накануне посетила делегация из Ульяновска (заммэра И.Мельников и начальник управления Л.Соломенко)». Интересно узнать, каким таким «опытом» могли поделиться ульяновские чиновники?..

А 17 января в региональном выпуске «Комсомольской правды» была напечатана статья под заголовком: «Дорогу новым образовательным учреждениям!» Начинается статья с предложения: «Недоброжелатели против создания автономного учреждения на базе авторского лицея Эдварса…» Вот так просто: шлеп! – и клеймо. Впрочем, относиться к содержанию статьи нужно осторожно. Опубликована она под рубрикой «Точка зрения». А материалы этой рубрики, как сообщается в выходных данных «КП», публикуются на коммерческой основе. Жаль, что газета не сообщает – кто из доброжелателей заплатил за статью. Сколько? По рекламным расценкам «КП» – около 10 тыс. руб. Если с доброжелателей взяли «за срочность», тогда плюс еще 5 тысяч…

ТОЧКИ НАД «i»?

Узел затягивается все туже. Если станет невмоготу, родителям можно перевести своих детей в другие школы. Учителям – сменить место работы. Теоретически. А практически… Практически им тяжело смотреть в глаза своим ученикам, ждущим от них мужественного, простите, поступка. И ученикам не на уроках, а в жизни преподается тема «как отстоять свои права»…

Никто из участников образовательного процесса не против «автономии». Все знают, что формально АУ остается муниципальным учреждением. Но преодолеть недоверие не могут. Тем более что недоверие усугубляется судорожными и сомнительными в правовом отношении действиями чиновников и администрации лицея. В итоге создание первого автономного учреждения в Ульяновске больше дискредитирует АУ, чем пропагандирует прогрессивность «автономии».

Если в ближайшее время не вмешаются большие чиновники, то худшие подозрения учителей, родителей и учеников подтвердятся. А первый автономный «блин» может оказаться не только комом, но и сгореть. Потому что блины замешивать нужно по рецепту. А тесто нельзя выливать на раскаленную докрасна сковородку. Копоть да гарь получится…

Геннадий Антонцев