Людмила Дуванова

Уверена, что лет через 50 найдется историк, который захочет разобраться в том, что же это было за местное самоуправление во времена второго пришествия капитализма в Россию. Начнет сравнивать его с земством, существовавшим на Руси с середины XIX века до самого Октябрьского переворота, и немало подивится, что в XXI веке изобрели «велосипед», внешне похожий на предыдущий, но ездить на нем было невозможно: колеса отсутствовали. К примеру, если при первом местном самоуправлении в губерниях, уездах, селах строили больницы и первыми в мире внедрили принцип бесплатной медицины, то при втором – больницы закрывали, и даже укол стал стоить денег. Да много чего придется историку сравнивать, чтобы понять, для чего государству понадобилось изменять жизнь людей к худшему?

Личность и ее роль

Привыкнув к хорошему, мы сразу убаюкиваем себя тем, что это – навсегда. И начинает казаться, что, например, работа Раниса Маллямова в Силикатном – обычная практика всех других руководителей. И пусть сейчас у него не самая простая ситуация – ну, придет еще кто-то: налаженную жизнь-то уже не повернуть в иное русло.

Позвольте не согласиться – я бывала в достаточно многих МО нашей области, чтобы с уверенностью утверждать: роль личности в жизни поселка, города, района или области так никто и не смог отменить. Нет такого закона. 131-й закон «О местном самоуправлении» есть, а вот исполнять его – увы! – практически некому. Да и сам закон, хоть и списан во многом с «Положения о губернских и земских учреждениях» от 1864 года, однако, не подтвержденный ни финансово, ни политически, вряд ли станет тем земством – по-настоящему всесословным местным самоуправлением, которое просуществовало в России более полувека.

В прошлый приезд в Силикатный, зашла я в универсам «Товарищ». И обалдела – по изобилию товаров полки ничем не отличаются от ульяновских магазинов. Но главное – цены! Такие же, как в областном центре. Может, и правильно люди не задумываются, кто и как добился этого. В конце концов, имеют право жить по-человечески! С другой стороны, стоит съездить на экскурсию в Криуши или Меловое – это близко от Силикатного.

Мэрская бездеятельность

Если в Силикатном о Маллямове говорят мало – за него жизнь в поселке рассказывает, то там вы такого наслушаетесь о Володарском! Володарский, будучи таким же главой администрации, как и Маллямов, ухитрился за несколько лет правления ровным счетом ничего не сделать для жителей Криушей, Мелового, Липок, Панской слободы, возомнив себя единственно мэром Новоульяновска. Вы можете себе представить Маллямова, который едет в Кучуры или Сенгилей в сопровождении милицейского эскорта? А Володарский именно так (причем, всего несколько раз в году) появляется, к примеру, в Криушах. Вы можете о чем угодно поговорить со своим главой, запросто остановив его на улице – к Володарскому вам придется записываться на прием. Сначала потратить 120 рублей (в Новоульяновск и обратно), чтобы записаться, потом еще столько же – чтобы «приняться». При этом можете быть уверены, что вопрос так и не решится. Вы что-то пытались бузить насчет капитального ремонта – поменяйтесь жильем в Криуши, и тогда будете жить в говне до смерти – Володарский, пожалуй, единственный глава администрации в области, который принципиально обходит 185-й закон стороной, объясняя, что лучше государственных ЖЭКов еще ничего не придумано. В селе детский сад закрыт с начала лета – ремонт-с. А вход в собственную школу в Новый год обошелся ученикам в 100 рублей – им представление показали.

Рекомендую пройтись по улицам после четырех часов дня или часов в пять утра – только фонарик не забудьте: в селе фонарей нет. Впрочем, грандиозную помойку в самом центре села определите и без фонарика – по запаху. Иногда всю эту дрянь не вывозят по неделе. Четыре двухэтажки нюхают все это круглосуточно – от домов до помойки не больше 30 метров (по нормативам – 500). А метрах в 150 от нее – больница.

Кататься в город так же запросто, как из Силикатного, забудьте: одна маршрутка три раза в день. Последняя – в три часа дня. Я уж не говорю о загаженном пляже, о ценах в магазинчиках, которые никто не контролирует, и потому они чуть ли не в полтора раза выше ульяновских, о безобразной работе почты, когда перевод из областного центра идет несчастные 50 километров больше полмесяца, об отсутствии хлеба с пятницы по понедельник, о картошке и луке по 25 руб. за кг – это в селе-то! Володарскому – по барабану. Когда осенью 2008 года все село в течение недели выживало без воды, и лишь вмешательство губернатора и Первого канала помогло людям, глава администрации и тогда не появился в Криушах.…Это я – о роли личности в жизни муниципального образования. Между тем, Володарского никто не прессует, он замечательно устроился в должности, и никого не заботит, в том числе и на региональном уровне, что села, входящие в МО «Город Новоульяновск», существуют в безверии и безнадеге.

Лошадь и телега

В середине 2006 года, когда в области уже 6 месяцев действовал закон «О местном самоуправлении», в Ульяновск с деловым визитом приехала комиссия из представителей контрольного управления администрации президента РФ и Минэкономразвития. Дмитрий Травкин, тогдашний министр региональной политики Ульяновской области, прокомментировал визит так:

– Целью работы был анализ ситуации, а не оценка за исполнение закона. Дело в том, что в федеральном бюджете сегодня нет даже строки о расходах, связанных с реализацией 131-го закона.

Каюсь, мне подумалось тогда – а правильно ли ставить телегу впереди лошади? Но кто и когда из руководства принимает всерьез журналистов?

Как оказалось, нефинансирование – не самая большая проблема по сравнению с отсутствием кадров. Николай Урусов, бывший в том же июне главой администрации МО «Чердаклинское городское поселение», рассказал, что после выборов глав поселений их учили в областном центре аж…72 часа. Из его интервью:

– Закон очень сырой – масса непонятных мест. Многие правительственные нормативные документы принижают 131-й закон, уводят его в тень. Повсюду в России нехватка кадров острейшая. На съезде Всероссийского совета местного самоуправления, делегатом которого я был, приводились такие данные: 50 процентов работников органов местного самоуправления не имеют даже среднеспециального образования.

Тогда, два с половиной года назад, эти проблемы казались вполне решаемыми. Однако все оказалось не так просто – земства не получилось. Получились нищие территории, которым (при бумажной самостоятельности) дается дотация (своеобразные откупные) из областного бюджета, а из районного – как «хозяин» посмотрит. Хорошо Ундорам, где живет и возглавляет ПО «Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка» депутат ЗСО Михаил Горшков. Там, по признанию Вячеслава Автономова, главы администрации МО «Ундоровское сельское поселение», завод продолжает держать всю социалку: бытовое обслуживание, торговлю, помогает населению, школе, детсаду. Населенные пункты, где живут по 8-9 жителей, Михаил Александрович принял решение обеспечивать торговой сетью «Волжанка». Конечно, эти магазины убыточны, там никогда не сделаешь никакой прибыли. Тем не менее, Горшков держит и продавцов, и ассортимент товаров. Завод закупил и содержит мусоросборочную машину, которая обслуживает поселение. Честное слово, я абсолютно не против, чтобы ундоровцы жили замечательно. Один только вопрос – о роли главы администрации.

Народ ушел в себя

Есть совсем иные муниципальные образования – там, где мышь в амбаре удавилась. И не потому, что главы поселений какие-то монстры или недоумки, а потому что их бросили, как «последних героев»: либо сам сожри кого-то, либо тебя изничтожат. А кого «жрать», если твое поселение то ли живо, то ли мертво, никого не волнует. Кривая-то демографии вверх поперла – нарожаем, будем жить!

По-человечески мне очень обидно, что любые позитивные планы во многих МО, в том числе и в Подкуровском сельском поселении, заранее обречены на неуспех. В 2007 глава администрации, Владимир Глушенков, рассказывал:

– Налоги с физических лиц в поселении нулевые – 200 тысяч рублей. Работать у нас негде, кроме как в бюджетных организациях, на двух частных мельницах, в частных же магазинчиках, ну и еще в трех-четырех местах. Остальные ездят в Ульяновск, в Сенгилеевский район, служат по контракту в одной из воинских частей, расположенных на территории поселения. Естественно, налоги уходят туда, где предоставляются рабочие места. Приходится выживать за счет дотаций из области и Тереньгульского района. Собственных доходов у нас 625 тысяч рублей на весь год!!! Соцкультбыт нам передали, а технику «забыли»: ни трактора, ни экскаватора, ни машины. Совхоз «Скугареевский» обанкротили и оставили голые стены. Думаете, народ во что-то верит? Ни во что – он ушел в себя: ему ничего не надо.

Практически такая же безысходность в Гимовском сельском поселении Майнского района. На 11 сел – 13 первоклассников. Детсадов в поселении нет: в год рождается 6-8 малышей, умирает – 25-30 человек. Из интервью с Валентиной Никишиной, главой поселения:

– Молодые специалисты приезжают, но не держатся. В СПК «Карлинский» приехали лет пять назад экономист-юрист и агроном. Квартиру им предоставили со всеми удобствами. Один убежал через три месяца, другой – через три года. У нас в поселении 7 ФАПов, в Гимово врачебная амбулатория, но молодежи там нет. Нет агрономов, инженеров. Учителей не хватает. Люди спиваются, опускаются. В село станут ехать тогда, когда в России, наконец, поймут, что на селе главное – люди, а не гектары и животноводческие фермы. И то, и другое без людей – ничто.

Самое страшное – что мы врозь

Есть, разумеется, главы, которые, как и Маллямов, пытаются нащупать звено, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь. Мысли у них здравые, но никто не прислушивается – не до того, видно. Глава МО «Старокулаткинское городское поселение» Рушан Бимеев, прокрутившись год в 131-м законе, уже тогда предлагал:

– Надо укрупнять районы. Вот мы, главы поселений, взяли у районов по 30 полномочий, а чиновников в районных администрациях не убавилось. За очень приличную зарплату районные чиновники исполняют роль почтальонов между мной, например, и областной администрацией. Не лучше ли вместо пяти отдельно взятых районов создать из них южный куст с центром в Новоспасском? Получится реальная экономия средств. Если 50 миллионов направить вместо содержания районных «почтальонов» в поселения – да у меня отличное освещение будет, блестящие дороги, аккуратные тропиночки: изумительные села будут у меня!.

Может быть, лучшие из сегодняшних глав муниципальных образований когда-нибудь станут такими же политическими тяжеловесами, как глава Цильнинского района Ханяфи Рамазанов, и смогут предельно откровенно говорить о политике. В декабре 2006 года на мой вопрос о том, как исполняется у него в районе 131-й закон, Ханяфи Валиевич ответил так:

– Он на территории моего района не действует. Президент Путин закон подписал, но его действие начинается с 2009 года. Когда будет другой президент и другое правительство. Что означает – о законе забудут, потому что он – дурной и глупый, что особенно заметно при его внедрении в Ульяновской области. Сейчас хозяйства развалили, а главы поселений – это виртуальная власть, не могущая в отсутствие денег ничего сделать для людей. Я не враг губернатору, я – его союзник, соратник, но я не раз говорил Сергею Ивановичу, что на горестные факты следует реагировать, что надо создавать достойную команду.

А напоследок всем главам напутствие от Героя Социалистического Труда Бориса Тимофеевича Павлова:

– Работать честно. О людях надо заботиться, думать головой, не спать вместе с ними по 20 часов в сутки – работать наравне или даже больше. Свой труд оплачивать в последнюю очередь.