Жилищно-коммунальная сфера подошла к рубежу, когда вот-вот начнется выход из строя целых систем, а не отдельных элементов, но и на эту отрасль творцы законопроекта об областном бюджете удосужились заложить средств на 2009 г. значительно меньше, нежели в 2008 году. Партия же власти уже одобрила на федеральном уровне трехлетний курс, предусматривающий рост тарифов на электроэнергию – на 55 процентов, на услуги ЖКХ – на 65 процентов, на газ – на 200 процентов. Это ли не грабеж, санкционированный властью?

Со всеми вливаниями от столичных щедрот бюджет Ульяновской области составил в 2008 году немногим более 20 млрд. руб. И это на регион, где живут 1 миллион 300 тысяч человек! Губернатор Сергей Морозов недавно похвастался перед премьером Владимиром Путиным, что в 2005 году, когда он принимал регион, бюджет составлял 9 миллиардов. Что рост, как говорится, налицо! Однако, за счет чего этот рост? Не за счет ли инфляции, многократного повышения тарифов на энергоносители, цен на сельхозпродукцию, оплаты услуг ЖКХ, наконец? В период кризиса вообще-то должна быть дефляция, т.е. падение цен на все и вся. А у нас раскручивают маховик, чтобы помочь монополиям в сфере ЖКХ не снижать свои доходы и искусственно создают рост внутреннего продукта в ценах, которые, кстати, растут быстрее, чем внутренний региональный продукт.

Более всего удручает то, что Ульяновск, оказывается, по бюджетной обеспеченности на 1 жителя среди городов от 500 тыс. и выше на 2-ом месте снизу! Вот тебе – и социально-экономический рывок чудо-губернатора!

Мало того, даже целевые федеральные программы по реформированию ЖКХ в Ульяновске срываются, поскольку периодически урезаются областной исполнительной властью средства, предназначавшиеся для софинансирования. Так, например, в прошлом году город не получил второй транш от правительства области в сумме 93 млн. руб., которые должны были выделяться на капитальный ремонт жилья. Правительство РФ деньги нам выделило, город Ульяновск в свой нищий бюджет заложил, жители свою долю (5%) тоже выделили, а областное правительство, которое критиковало и город, и жителей за нерасторопность по участию в федеральных программах, этими средствами «залатало дыры», образовавшиеся от неумелого управления регионом.

Есть вопросы и по освоению уже выделенных средств. Об этом мы расскажем в следующих номерах нашей газеты.

Городским властями принимается проект «Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Ульяновска на период до 2030 г.г.», на реализацию которой потребуется астрономическая сумма в 66 млрд. руб.

Спрашивается, откуда возьмутся эти средства? И если даже они найдутся, скажем, с помощью федеральных вливаний, то кто даст гарантию, что их не растранжирят и не разворуют? Почему из года в год коммунальщикам не хватает никаких средств, сколько бы их не собирали с населения и не выделяли из бюджетов всех уровней?

Действительно, бюрократия у нас всемогуща. В этом мы лишний раз убедились, когда участвовали в судебных процессах по поводу незаконного повышения мэрией Ульяновска тарифов на услуги ЖКХ в 2005-2007 годах.

Судите сами. В нашу пользу вынес решение Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, соответствующее Определение принял и Конституционный суд России. Казалось бы, Фемида сказала свое веское слово – исполняй закон, бюрократ! Но нет! В ход пошла чиновничья казуистика, жонглирование цифрами, кассации и аппеляции – словом, весь арсенал средств, которые наши бюрократы совершенствуют год от года.

Незаконно изъятые у населения деньги так и не вернули. Мало того, в 2008 году также «отличились» – федеральный предел роста тарифов на теплоснабжение, составляющий 19 процентов, превысили до 23,4. Но формально все осталось вроде бы в рамках закона – процент «размазали» по всей области, и в среднем получилось 19.

Порой ситуация вообще доходила до абсурда. Как недавно писали «АиФ», три года в Ульяновске не существовало законного расчета размера оплаты за горячее водоснабжение. Рассчитывался он просто: тариф умножался на норматив. Норматив есть – 3,9 тонны горячей воды на человека в месяц, а тариф не был не установлен.

В июне 2008 года прокуратура Заволжского района выдала представление управляющим компаниям Нового города, где было указано на нарушение закона: размер оплаты за горячее водоснабжение установлен по расчетным данным «Теплокома», но не по тарифам. Размер тарифа должен определить комитет по регулированию цен и тарифов мэрии, но тот упорно не хочет этого делать. Ленинская прокуратура подала в суд на комитет, пытаясь обязать его установить этот самый тариф, и суд Ленинского района признал требование законным. Комитет опротестовал решение в областном суде, но областной суд оставил его в силе. Сейчас дело находится в Верховном суде. В чем причина подобного упорства? Вот лишь одна из версий: слишком высоко поднят тариф на теплоснабжение, и городские власти просто боятся брать его за основу при расчете тарифа на горячую воду. В этом случае рост цен на «коммуналку» значительно превысил бы установленную норму, и пришлось бы сбрасывать цены на тепло. А кто откажется от собственной выгоды?

Впрочем, даже по нормам, которые федеральная власть определила для Ульяновской области, в 2009 году нас ждет существенный рост тарифов: на электроэнергию — 25 процентов, на теплоснабжение — 22 процента, на водоснабжение — 20,3 процента, за вывоз твердых бытовых отходов — 15 процентов.

Опыт показывает, что это не предел, и бюрократы вполне могут попытаться повысить эти проценты «прибавки». Для подозрений в этом – есть все основания. Достаточно заметить, что даже программа по капитальному ремонту жилья в Ульяновске учитывает в первую очередь интересы ЖКХ: из 136 домов, подлежащих капремонту в первую очередь, только в двух запланирована установка общедомовых счетчиков на воду и тепло. Потому что, если установят счетчики, люди начнут платить только за реально потребляемые, а не за взятые «с потолка» нормы. И это делается, несмотря на то, что федеральная программа предусматривает возможность установки счетчиков на все дома.

Вообще, система ЖКХ в Ульяновске – это государство в государстве, которое действует по своим законам, даже высшие должностные лица не могут ничего с ним сделать. Уж сколько раз в своих речах и посланиях губернатор Сергей Морозов обещал провести аудит всему жилищно-коммунальному комплексу областного центра, выяснить – откуда берутся заоблачные цифры платежей, чем они обоснованы! Не вышло – бюрократы-коммунальщики отговорились тысячами аргументов, запутали суть дела так, что пришлось отступить.

Не случайно, все часто сменяющиеся заместители мэра Сергея Ермакова по ЖКХ имели приставку «и.о.», нынешний зам Владимир Егоров – не исключение, да и председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии Андрей Павлов также не утвержден в должности, а лишь ее «исполняет».

Говорят, «расстрельная должность»! Еще бы! Такие деньги крутятся! И исчезают бесследно, как в «черных дырах», ибо о некачественных услугах ЖКХ сегодня говорит даже ленивый. Ну, а если правдолюб пойдет правду искать, то заблудится среди доброй сотни комитетов, подкомитетов, комиссий и других подразделений городского ЖКХ, не говоря уже о частных управляющих компаниях, которые, по большому счету, давно прибраны руками тех же бюрократов.

Вы спросите, тупик? Ступор? Непробиваемая стена?

По своему опыту знаю, надо бороться, можно добиться справедливости! Просто все мы, еще с советских времен, когда квартплата была чисто символическая, до сих пор считаем себя квартиросъемщиками. А между тем времена изменились, за услуги ЖКХ мы расплачиваемся своими «кровными», порой – половиной зарплаты, а некоторые старики – вообще всей пенсией. Когда нас грабят, мы сопротивляемся или зовем на помощь, – так и сейчас надо действовать. Мы – не квартиросъемщики, а собственники жилья, или наниматели, или арендаторы. А это уже другой статус, подкрепленный новыми законами. Помешали же в Ульяновске протесты общественности весной этого года собрать с населения так называемые «доначисления» за горячую воду! Прекратили же, например, незаконное строительство жилого дома в зеленой зоне по ул.Промышленной в Засвияжье, после того, как сотни людей в знак протеста перекрыли транспортную магистраль!

Александр Каплин, депутат Ульяновской городской Думы