На очередном заседании президиума Президентского Совета по национальным проектам Председатель Правительства РФ Владимир Путин заявил, что нацпроекты свою задачу выполнили: «За сравнительно небольшие деньги в сферах, куда эти деньги шли, произошли заметные положительные сдвиги». Согласно национальному проекту «Развитие АПК» ежегодный объем поддержки села по этой программе составит 9 млрд. долларов США. Очевидно, что это позволит обеспечить решение более широкого круга проблем АПК при масштабном финансировании. Об этих и других проблемах наш парламентский корреспондент беседовала с председателем Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы ВАЛЕНТИНОМ ДЕНИСОВЫМ, который рассказал о законодательном обеспечении развития агропромышленного комплекса России.

— Действительно, нацпроект доказал свою несомненную эффективность: раскрылись огромные потенциальные возможности агропромышленного комплекса, увеличился объем инвестиций. Благодаря этому появилась возможность модернизации и технического перевооружения предприятий, создания условий для производства конкурентоспособной продукции, улучшения товарообмена, увеличения площади обрабатываемых земель, введения в севооборот перспективных культур, стимулирования роста валовой продукции в сельском хозяйстве.

С преобразованием нац-проекта в Государственную программу аграрный сектор становится долговременным приоритетом социально-экономического развития

страны, что будет способствовать улучшению качества жизни сельских жителей. В рамках госпрограммы легче осуществить комплексное решение социальных проблем. Сельское хозяйство должно стать одним из «двигателей» национальной экономики наряду с топливно-энергетическим комплексом, транспортом, современными наукоемкими и высокотехнологичными отраслями.

— И, надо полагать, члены Комитета по аграрным вопросам прилагают много усилий для совершенствования законотворческого процесса. Понятно, что в связи с резким переходом от плановой экономики к рыночной законодательная база, действовавшая в советское время, более не соответствует современным требованиям, предъявляемым к продукции аграрной отрасли. Это означает, что в результате анализа прежнего багажа нормативных актов определяются приоритетные направления деятельности комитета. Каковы они?

— Совершенно верно, поэтому были отменены устаревшие ГОСТы. В комитете разработано несколько основополагающих документов, которые приняты в весеннюю сессию депутатами Госдумы.

Это Закон «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в части уточнения порядка предоставления субсидий сельским товаропроизводителям по договорам страхования. Он дает им возможность получить субсидии в размере не менее 50 процентов от уплаченных ими страховых премий (страховых взносов) по договорам за счет бюджетных средств. Причем субъект РФ имеет право увеличить эту сумму компенсации до 100 процентов. Внесение изменений, предусматривающих компенсацию до 50 процентов страхового взноса из федерального бюджета, будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию современной системы сельскохозяйственного страхования с господдержкой.

Принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей и восстановления их нормального функционирования». Затягивание этого процесса приводило к тому, что многие хозяйства не могли использовать кредитные ресурсы, наращивать производство, создавать новые рабочие места, рассчитываться с кредиторами и попадали под процедуру банкротства. При этом, как правило, такая «процедура» приводила не к их финансовому оздоровлению, а наоборот, к ликвидации сельскохозяйственного производства. Принятые поправки направлены на упрощение процедуры включения в состав участников программы финансового оздоровления сельских товаропроизводителей, возврата их в сферу активного производства и восстановления нормального функционирования. Закон предоставляет право участникам программы продлить на 2 — 3 года сроки погашения долгов (в случаях стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, пребывания в очагах опасных эпидемий и т. д.). Задача весьма актуальна, особенно для тех, кому предстоит окончательный расчет по реструктурированным задолженностям.

– В связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны Правительство РФ рекомендовало считать первоочередной задачей разработку так называемых «горизонтальных» технологических регламентов, содержащих общие требования безопасности к пищевой продукции. Как реализуется эта проблема?

— Такие регламенты должны стать «технологической конституцией», не позволяющей производителям отступать от узаконенных норм по соответствующим продуктам. Принят Закон «Технический регламент на молоко и продукты его переработки» — это первый Федеральный закон такого рода. Закон объединяет в одном документе нормы и требования, установленные в настоящее время в пяти Федеральных законах и более чем 700 нормативных актах различного уровня. Он создан для защиты жизни и здоровья граждан, а также предупреждения насчет состава молочной продукции. Современные методы контроля позволяют определить наличие в них сухих смесей. Закон обеспечивает соответствие установленных требований безопасности техническому и экономическому состоянию предприятий и создает неограниченные условия для внедрения новых технологий. Не происходит при этом увеличения бюджетного финансирования, а также численности государственных контролирующих (надзорных) органов.

В третьем чтении принят Федеральный закон «Технический регламент на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей». Закон учитывает положения других технических регламентов, устанавливающих требования к пищевым продуктам и продовольственному сырью, в том числе к пищевым добавкам и ингредиентам, технологическим средствам, ароматизаторам, к маркировке, к материалам упаковки и оборудования для производства пищевых продуктов. Показатели безопасности соковой продукции практически соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам. В законе четко обозначены условия, позволяющие установить всех участников хозяйственной деятельности в сфере производства (ввоза) и обращения соковой продукции. Ужесточаются требования безопасности к сокам для детского питания — не допускается использование генно-инженерно-модифицированного сырья, подсластителей (за исключением специализированных продуктов для детей, страдающих сахарным диабетом).

– Каковы объемы инвестиций в развитие сельского хозяйства и переработку сельскохозяйственной продукции?

— Если до 2005 года темпы роста инвестиций в сельском хозяйстве были ниже или лишь немного превышали их индекс в целом по экономике страны, то в 2006 — 2007 годах темпы роста инвестиций и удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в их общем объеме выросли.

Приведу некоторые цифры. В 2003 году темпы роста инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство составляли 110,9 процента к объему предыдущего года при росте инвестиций в экономику страны в целом 112,5 процента. В 2007-м соотношение совершенно иное: те же цифры уже составили 144 и 121,1 соответственно. Удельный вес агросектора в общем объеме инвестиций даже превысил вклад сельского хозяйства в ВВП, а это значит, что формируется инвестиционный задел для ускорения экономического роста в агропромышленном комплексе.

Но вместе с тем в сфере производства пищевых продуктов отмечено некоторое замедление роста инвестиций. Это тревожная тенденция. Чтобы изменить ситуацию, необходимо привлечь как можно больше инвесторов, приняв аналогичные программы на региональном уровне. В соответствии с госпрограммой доля отечественных сельхозпроизводителей на товарном рынке должна стать не менее 70 процентов.

– Каково ваше отношение к проблеме вступления России в ВТО? До сих пор не стихают споры по поводу целесообразности его осуществления. Член Совета Федерации Сергей Лисовский уверен, что кроме потерь страна не получит ничего: «Нас ждут денежные и ресурсные потери, а также потеря нашего рынка»,- заявляет он. По его словам, мы уже лишились миллионов долларов, выполняя различные соглашения, предваряющие вступление в ВТО. Но именно по этой причине многие политики считают, что отступать уже поздно.

— Россия с 1991 года строит открытую экономику, являющуюся частью мировой экономической системы. 99 процентов наших партнеров — члены ВТО. А если так, то как не восинструментами, существующими для регулирования этой системы? Конечно, есть опасения, т. к. в Евросоюзе господдержка на один гектар сельхозплощади в 40 раз больше, чем у нас. И все же надо признать, что Россия уже несколько лет живет по правилам ВТО, не являясь полноправным членом этой организации. Для нас важно, чтобы отечественный производитель без посредников продавал свою продукцию оптом и в розницу как на российском, так и на международных сельскохозяйственных рынках. Тогда он будет поставлен в равные условия с иностранными конкурентами.

– Как осуществляются контакты вашего комитета с региональными законодателями?

— Общепринятыми инструментами обмена мнениями с депутатами, экспертами, представителями общественных организаций и ассоциаций профессионалов являются проводимые нами парламентские слушания, «круглые столы» и выездные заседания комитета в регионы. Проведены парламентские слушания на тему «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России», где обсуждались вопросы законодательного обеспечения развития кооперации, механизмы взаимодействия органов региональной власти и организаций потребкооперации сельских территорий, использование потенциала кооперативных образовательных заведений.

В связи с изменением макроэкономических условий правительство приняло решение увеличить финансирование. «Дополнительно выделяется 102 млрд. рублей: в текущем году — 39 млрд. рублей и далее по 21 млрд. рублей ежегодно», — сказал вице-премьер Виктор Зубков. Предложено также увеличить с 8 до 15 лет срок предоставления кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота, а также выделить ресурсы для улучшения жилищных условий (на 1 млрд. рублей), направить инвестиционные средства на строительство, реконструкцию и модернизацию семенных комплексов, самоочистительных линий и объектов орошения при производстве кормов. Кроме того, соответствующим ведомствам поручено изыскать возможность выдачи субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в размере 100 процентов ставки рефинансирования Центробанка России.

Мы боремся за свой продовольственный рынок в условиях недобросовестной конкуренции и мирового продовольственного кризиса. У нас есть инструменты для постепенного вытеснения субсидированной импортной продукции за счет отечественного сельхозпроизводства. И это подтверждают официальные цифры. За январь—июнь текущего года индекс производства сельхозпродукции в России по отношению к аналогичному периоду 2007 года составил 105,1 процента, производство скота и птицы на убой в живом весе всех категорий возросло на 8,3 процента, молока — на 1,3.

Например, в Калужской области в августе 2008 года принята областная программа, предусматривающая не только основные направления развития сельского хозяйства, но и социальные аспекты сельской жизни. Активно внедряются ресурсосберегающие технологии и агроприемы, высокоурожайные перспективные сорта и культуры, ведется работа по повышению генетического потенциала скота. И одно из приоритетных направлений — интенсивное развитие животноводства, которое должно стать локомотивом для остальных отраслей. Ведутся работы по реконструкции, модернизации и строительству молочных комплексов в более чем 20 хозяйствах области. В ближайшие 2—3 года будет пущено в работу примерно 10—12 мегаферм с численностью коров от 1 тысячи голов и более.

На выездном заседании комитета в г. Ипатово Ставропольского края рассмотрены проблемы законодательного обеспечения развития овцеводства в России. В рамках проекта «Российско-германский аграрно-политический диалог» состоялась конференция на тему «Совершенствование законодательной базы по семеноводству и защите интеллектуальной собственности в области селекции сельскохозяйственных растений» в учебном центре Голицыно Московской области. Депутаты, специалисты Минсельхоза РФ, Россельхоз-академии, Россельхознадзора и других организаций обсудили вопросы в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений в России, а также нормативное и правовое обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в области селекционных достижений.

В Калининградской области также реализуется российско-германский диалог, целью которого является не только улучшение производства, но и экономическое сотрудничество между предпринимателями. «Мы можем поставлять в вашу страну современную технику и продукты питания, сейчас консультируем фермеров по вопросу содержания и кормления скота, чтобы получать молоко с достаточным содержанием белка и жирности», — предложил руководитель Департамента международных проектов Минсельхоза Германии Гунтер Бегер. Близость к Европе привлекает в регион много иностранных инвесторов, среди них немало тех, кто готов вести аграрные проекты. В области уже стартовало несколько проектов в свиноводстве с участием датских и голландских инвестиций, в растениеводстве с участием шведской компании. Региональное правительство уже в течение двух лет ведет мониторинг земель сельхозназначения, чтобы предложить неиспользуемые земли инвесторам.

Россия является одним из крупных производителей молока в мире. В прошлом году производство молока составило 32,2 млн. тонн, и по этому показателю страна занимает третье место в мире. Сейчас российский гражданин потребляет в год 55 кг мяса, 235 литров молока. Однако, к сожалению, производство молока на душу населения оставляет желать лучшего. До сих пор Россия находится в зависимости от импорта молочных продуктов.

По данным Росстата за 2007 год, доля импорта на внутреннем рынке молока достигла 16 процентов, поэтому ускоренное развитие молочного скотоводства следует рассматривать как проблему государственного значения.

В качестве примера приведу реализуемую в Ульяновской области с 2007 года целевую программу «Школьное молоко» на 2007—2011 годы», призванную обеспечить школьников качественным витаминизированным молоком, сформировать у них осознанное отношение к здоровому питанию. Согласно рекомендациям НИИ питания Российской академии медицинских наук оптимальными продуктами для профилактики витаминной недостаточности у детей дошкольного и школьного возраста являются молоко и кисломолочные продукты, которые способствуют снижению количества различных заболеваний, в том числе желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной и эндокринной систем учащихся.

Программа «Школьное молоко» в Ульяновской области осуществляется поэтапно и предусматривает регулярное обеспечение учащихся витаминизированным молоком в порционной упаковке. За время первого этапа обеспечены — 10 237 первоклашек, 1500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом учебном году программой охвачены все ученики первых и вторых классов, на следующий год к ним присоединятся третьи и четвертые классы, а к 2011 году планируется охватить более 128 тысяч школьников».

Для устойчивого роста замещения импорта в 2009 году на развитие молочного животноводства из бюджета будет выделено 5 млрд. рублей, а мясного животноводства — 4 млрд. Таким образом, ежегодное потребление мяса на душу населения должно увеличиться до 73 килограммов, молока — до 261 литра. По словам вице-премьера Виктора Зубкова, к 2012 году производство молока в России должно составить 37 млн. тонн, мяса — 11,4 млн. тонн.

Подготовила РОЗА ДЖАНДОСОВА