Возможна ли благотворительность в период глубокого финасово-экономического кризиса, когда свободных средств в мире осталось не так уж и много? «Круглый стол“, посвященный этому вопросу, организовала одна из некоммерческих организаций города, занимающаяся реализацией социальных проектов.
Кому больше всех надо
Кризис, как и любой катаклизм, несет в себе очистительное, катарсическое начало. Наверняка экономика в период грозящей ей опасности будет избавляться от всего лишнего. С другой стороны, во время экономической нестабильности бизнес может совсем уйти от благотворительности, поскольку все средства будут направлены на сохранение компании, на своевременную выплату заработной платы сотрудникам. Как в этой ситуации быть тем, кому социальная поддержка жизненно необходима? Эта тема стала лейтмотивом“круглого стола».
Организатор дискуссии -«Региональный информационно-ресурсный центр“ — составил длинный список приглашенных, в который входили как потенциальные“благополучатели“, так и те, кто мог бы этими благами поделиться. К первым относились директора общественных организаций, детских домов, медицинских учреждений. Ко вторым — представители крупнейших бизнес-структур города, областной и городской администраций. Всего около 30 фамилий и тех, и других. Посетить такое представительное мероприятие не преминули журналисты ведущих СМИ регионального центра. Однако анонсированных масштабов не получилось. В зал заседаний областной Общественной палаты“дошла“ только треть из заявленных участников. Большая часть из них – именно“благополучатели“.
Должны или не должны
Первой с докладом выступила завкафедрой социологии и политологии УлГУ профессор Нина Дергунова. Она привела безрадостную статистику. По данным социологического опроса 2007 года, посвященного участию предпринимателей в благотворительной деятельности, только треть респондентов наслышана о том, что есть люди, готовые оказать безвозмездную помощь нуждающимся.
Менее двух процентов опрошенных рассчитывают на помощь благотворительных организаций. Это такие категории граждан, как бездомные, люди, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Большинство участников исследования заявили о своей готовности справляться со своими невзгодами самостоятельно. При этом в случае, если им все-таки понадобится помощь, они в первую очередь обратятся за помощью к государственным органам. 37% считают, что бизнес вообще не должен заниматься благотворительностью, его дело – честная работа и добросовестная уплата налогов. По мнению 45%, напротив, бизнес обязан оказывать помощь гражданам, которым она необходима. При этом респонденты не верят в то, что предприниматели будут делать это по собственной инициативе, без принуждения со стороны государства.
Опрошенные считают: в благотворительных программах участвует только крупный бизнес, тогда как мелкий и средний не проявляют активности на этом поприще.
Нежелание бизнесменов направлять средства в сферу благотворительности респонденты связывают, во-первых, с эгоизмом и жадностью предпринимателей, во-вторых, с коррупцией чиновников, забирающих значительную часть средств в виде взяток в свой карман, а также с низкой прибыльностью небольших предприятий, многие из которых работают на грани рентабельности.
Все эти сухие цифры, по мнению Дергуновой, могут свидетельствовать о том, что в настоящее время у нас нет системности в работе в сфере оказания благотворительной помощи. К тому же население не доверяет бизнесу. В народном сознании большой доход неизменно ассоциируется с нечистоплотностью, воровством.
А что мне за это будет?
Заместитель мэра по социальной политике Татьяна Кабакова заверила собравшихся, что власти не будут снижать темпы оказания социальной поддержки населению. Она отметила, что в прошлом году практически половина средств, потраченных на эти цели, была по своей природе внебюджетной. Бизнес ведет активную деятельность в этом направлении, отметила Кабакова. Причем количество компаний, готовых потратить деньги на социальные нужды, было достаточно велико и до сих пор не уменьшилось.
— Всегда были люди, готовые протянуть руку помощи нуждающимся, — сказала заместитель главы города.
Представитель регионального правительства Сергей Миронов поведал о работе недавно созданного областного Совета по благотворительности. В частности, его участники разрабатывают проекты морального поощрения предпринимателей, пожертвовавших свои средства на добрые дела. Предлагается, например, дать таким людям возможность размещать на упаковках своей продукции знак“Почетный благотворитель Ульяновской области“.
Один из сложных вопросов – экономическое поощрение бизнесменов, оказывающих людям безвозмездную материальную поддержку. В настоящее время не существует закона, предоставляющего льготы (снижение налогов) благотворителям. Вопрос о введении таких поправок в законодательство в настоящий момент является остро дискуссионным, говорит Миронов. Не разрушит ли стремление заполучить выгоду саму идею благотворительности?
Представители власти заверили, что хотя областной бюджет будет“урезан“ на 1 млрд. рублей, сокращение финансирования не коснется социальной сферы.
— Уменьшатся средства, которые предполагалось потратить, например, на обрезку деревьев и тому подобное, — пояснили чиновники.
Спасибо за доброе дело
Ирина Вашурина, финансовый директор“Itech Group“, выразила мысль о том, что бизнес – это прежде всего люди, а люди бывают разными. Есть и хорошие.
— Кризисы приходят и уходят, а желание творить добро остается всегда, — сказала госпожа финансовый директор, пообещав, что ее компания не будет сокращать благотворительные расходы.
Что касается самих“благополучателей“, то они, как и положено, являли собой пример настоящего благополучия, в один голос заявляя о том, что кризис их до сих пор никоим образом не коснулся. На встрече присутствовали представители Хосписа, а также директора нескольких детских домов.
По словам Ирины Явкиной, возглавляющей детский дом“Гнездышко“, помощь ребятам оказывают многие люди, руководствующиеся разными мотивами. И не только обладатели толстых кошельков, но и простые люди, в том числе студенты и школьники.
Для одних – это способ“пропиариться“. Другие говорят спасибо за то, что детский дом дает им возможность сделать доброе дело.
Участники дискуссии разошлись в хорошем настроении, уверенные, что кризис с его“очистительной» функцией сметет, уничтожит все наносное и сиюминутное и оставит только настоящее, истинное – простые человеческие чувства, одно из которых – желание получать положительные эмоции от совершенного хорошего дела.