Михаил Белый

Экономический кризис заставил российские регионы оптимизировать свои расходы. В Ульяновской области сэкономить решили на школах и больницах.

“Кризисная ситуация в мире и в стране поставила нас в жесткие рамки и потребовала от нас принятия ряда системных мер, чтобы оптимизировать и повысить результативность бюджетных расходов. Поэтому перед муниципалитетами поставлена задача в сжатые сроки спланировать процесс оптимизации”, – говорится в одном из документов регионального правительства.

Приводятся и цифры: в этом году расходы на содержание соцсферы в области планируется уменьшить более чем на полмиллиарда рублей. Произойдет это за счет закрытия школ, ликвидации больниц и сокращения количества коек в лечебных учреждениях, а также уменьшения числа библиотек.

Эксперты полагают, что, прикрываясь кризисом, чиновники хотят избавиться от тех статей расходов, на которые раньше не решались замахнуться.

Двери закрываются

В официальной справке “Об оптимизации бюджетных расходов на содержание объектов социальной сферы”, подготовленной региональным правительством, сообщается, что данная сфера “является самой финансово-затратной”.

Как следует из официального отчета регионального правительства, за 2009 год в Ульяновской области запланировано ликвидировать 20 школ и еще 60 реорганизовать (средние школы преобразовать в основные, а основные – в начальные).

При этом местные власти не исключают, что оптимизация коснется и городских школ – чиновники уже подсчитали, что далеко не все учебные заведения в областном центре заполнены.

Люди продают корову, а вырученные деньги пускают на лечение

Виталий Давыдов, хирург

По их мнению, это означает, что существование таких учебных заведений нецелесообразно.

“Если взять среднестатистическую школу с наполняемостью 500 человек, то нам необходимо всего 224 школы. При наполняемости 700 человек – 160. А у нас их остается даже после оптимизации 504”, – заявила заместитель губернатора Ульяновской области Тамара Девяткина.

Кроме того, 12 фельдшерско-акушерских пунктов будут закрыты, а еще 49 переведены из отдельных зданий в помещения других объектов социальной сферы.

Не лучшая судьба ожидает и библиотеки – больше 40 из них лишат отдельных зданий.

Также закроют семь домов культуры, 41 сельский дом культуры переведут в здания других социальных учреждений.

“Уже давно известно, что лечить людей – убыточное дело. Если исходить из такой логики, то нетрудно прийти к выводу, что больницы нам совсем не нужны, – сказал BBCRussian.com местный врач-хирург Виталий Давыдов. – Экономия на этом может привести к страшным последствиям – люди в сельской местности, которые и сегодня зачастую не имеют возможности получать квалифицированную медицинскую помощь, могут вообще остаться без нее”.

По словам доктора, ему самому неоднократно доводилось видеть людей, которые для того, чтобы отправить своего ребенка из села на лечение в областную больницу в Ульяновск, отдавали практически все ценное, что у них было.

Село умирает в тот момент когда в нем исчезает школа

Исаак Гринберг, профессор

“Люди продают корову, а вырученные деньги пускают на лечение. А у некоторых нет денег даже на то, чтобы доехать до города”, – говорит Давыдов.

По словам заместителя губернатора Ульяновской области, доля расходов на социальную сферу в областном бюджете в 2008 году составляла 30,2%.

В соседней Пензенской области этот показатель равен 60%.

Экономист Михаил Семенов полагает, что действия властей во многом объяснимы.

“Из-за финансового кризиса власти просто вынуждены идти на непопулярные меры. Ведь многие предприятия в регионе встают, платежи в бюджет падают. Чиновникам необходимо удержать область на плаву, – полагает эксперт. – Им приходится выступать в роли антикризисных менеджеров. Поэтому “социалка” – для них лишь сфера, которая не приносит прибыли”.

“Ложись и помирай”

Планы местных властей следует называть не оптимизацией, а настоящим убийством социальной сферы, считает лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники профессор Исаак Гринберг.

“Всем известно, что село начинает умирать в тот момент, когда в нем исчезает школа. Потому что школа здесь – это не только учебное заведение, но и клуб, и островок культуры, – сказал Гринберг в интервью BBCRussian.com. – Я вообще считаю, что мыслить в таком вопросе категориями “оптимальности” вообще неуместно”.

Сейчас на кризис все списывают. Как на войну

Дмитрий Ежов, политолог

Жительница одного из сельских районов Ульяновской области Наталья Кротова говорит, что чиновники обрекают пожилых людей на верную смерть.

“Большинство жителей сел – пенсионеры, от которых властям нет никакого проку, лишь нагрузка одна. Если закроем пункты медицинской помощи, то и стариков станет сразу меньше, – размышляет женщина. – Дороги зимой в села не чистят уже давно. Стало плохо дедушке – так ложись и помирай. Бюджету от этого только лучше будет”.

Эксперты полагают, что затеваемая оптимизация может привести к полному исчезновению деревни, а также падению образовательного и культурного уровня населения.

“Это уже факт – стоит закрыть в селе школу или больницу, как люди начинают разъезжаться – кто в город, кто в соседний регион, – говорит социолог Мария Пырочкина. – В итоге за несколько лет исчезает целый населенный пункт”.

По ее словам, побочного эффекта от инициируемых ульяновскими властями мер ждать недолго.

“В сельской местности и без того нет никакого досуга, а если закрыть библиотеки, клубы и дома культуры, то развлечение остается только одно – алкоголь, – констатирует социолог. – Если население сейчас спивается жуткими темпами, то после такой “оптимизации” эта тенденция только еще более ухудшится”.

“К сожалению, экономический кризис стал для региональных чиновников удобным поводом для ликвидации или сокращения тех статей расходов, на которые раньше замахиваться было неудобно, – говорит ульяновский политолог Дмитрий Ежов. – Сейчас же на кризис все списывают. Как на войну”.