В декабре 2008 года в Ульяновской области был дан старт новому конкурсу – конкурсу органов ученических самоуправлений «Школа – наш дом, будь хозяином в нем». По своей сути от других школьных конкурсов он отличается тем, что это конкурс для юных управленцев и, как говорят его инициаторы и организаторы(ученическая коллегия Ульяновской области при губернаторе и совет школьных лидеров Димитровграда), направлен на развитие реальной работы лидерских команд школьных республик, правительств, парламентов. Финал первого конкурса проходил вечером в пятницу, 23 января, в школе №9. Победитель назван – это ученическое правительство Союза независимых гимназистов (СНГ) из городской гимназии, команда, которая лидировала с первого до финального этапа. Но на уровне области в заочном туре, который пройдет в феврале, Димитровград будут представлять еще две команды! Нужно отметить, что городской этап этого командного состязания проводился в два тура. Первый – заочный: необходимо было представить пакет документов и отчет о разработке социального проекта; второй – финальный этап, включающий в себя презентацию модели ученического самоуправления и соцпроект каждой команды
Как это было? Нужно сказать: интересно и неординарно со стороны некоторых участников, так что зрителям было чему порадоваться. Итак, 23 января в актовом зале школы №9 определили три лучших школьных правительства, которые жюри выбрало из восьми финалистов городского тура Первого областного конкурса органов школьного самоуправления.
Начался конкурс не очень удачно, так как по техническим причинам было экстренно изменено место его проведения. Но и такой организационный момент не помешал, что называется, «поймать волну» и настроиться на творческо-лидерский лад. Итак, после представления жюри (членами жюри были: О.В.Гареева, ведущий инспектор отдела воспитания и дополнительного образования и воспитания управления образования Димитровграда, О.В. Севастьянова, руководитель городского отделения областного Молодежного инициативного центра, Д.Самойлова, десятиклассница школы №9, представитель Димитровграда в ученической коллегии Ульяновской области, Е. Маркелова, одиннадцатиклассница педагогического лицея, председатель городского совета школьных лидеров) между восемью финалистами была проведена жеребьевка. И право открыть конкурс получила республика «Олимпия» университетского лицея (бывшая школа №7). «А мы все личности… до необычности» – так представляют себя сами лицеисты в образе стиляг. И уже с первых нот музыкальной заставки весь зал влюбился в этих обаятельных ребят-лидеров. Дух «стиляжничества», безусловно, навеянный одноименным недавно вышедшим на экраны российских кинотеатров фильмом, поглотил всех и до самого конца вечера никого из присутствующих не покидал. Позднее мы услышали трогательный, берущий за душу монолог-рассуждение о школе Димы Мочалина, который в прошлом учебном году был признан лучшим учеником Димитровграда, понравилась и презентация соцпроекта лицеистов «Учимся жить». И хотя всегда открывать конкурс сложно, никакой напряженности у команды университетского лицея не чувствовалось. Молодцы, ребята, выступили ярко и феерично!
Вторыми выступали представители «Звездной галактики» школы №2, а третьими – ребята из гимназии. Союз независимых гимназистов в полной мере представил модель своего самоуправления, определил цели и задачи и презентовал свой социальный проект «Скажи жизни да!», пропагандирующий здоровый образ жизни. Гимназисты показали свое самоуправление более наглядно, чем остальные участники конкурса. Ребята начали с четко отлаженных танцевальных движений и закончили песней. Все выступление команды было настолько слаженным, что чувствовалось: за этим стоит систематическая совместная работа ученического и педагогического коллективов, прекрасные лидерские качества всех членов гимназического правительства и традиции, которые передаются здесь из поколения в поколение вместе с министерскими портфелями.
Республика «Фемида» школы №23 представила жюри свою презентацию, из которой было понятно, что отличает эту школу – ее система самоуправления, которая работает нестандартно, а лидеры занимаются уникальными проектами. Кстати сказать, двор школы №23 – лучший по благоустройству из года в год, а их военно-исторический музей–землянка – единственный в своем роде. Ребята сумели заинтересовать сидящих в зале, многие говорили: «А у нас такого нету…» и прямо в зрительном зале планировали и в своей школе сделать что-нибудь подобное.
Под номером пять на сцену вышла команда многопрофильного университетского лицея. Лицеисты разыграли небольшое театрализованное представление, где искали талантливых, способных, умных детей, и нашли их по адресу: «Планета Земля, Россия, Димитровград, кабинет министров УМПЛ». Не стоит думать, что фраза «повернись к лицу народом» была произнесена случайно – это кульминационная мысль, задуманная в ходе подготовки сценария.
Представление школьных республик продолжил педагогический лицей с хорошим социальным проектом, а замкнули круг полуфиналистов школы №22 и №16.
Пока жюри выбирало три лучшие команды, участникам был предложен конкурс на самого яркого лидера – человека, который сможет зажечь публику. Себя показали П.Кольцов и Д.Мочалин (университетский лицей), перспективная лицеистка О.Пыжова (УМПЛ), К.Степакова (педагогический лицей) и С.Богатырев (президент гимназии).
Итак, трое финалистов определены – это гимназия, педагогический и университетский лицеи. Близилось распределение мест, а интрига (кто займет второе, а кто третье место) оставалась до окончательного объявления результатов. Последний конкурс – в ораторском искусстве соревновались лидеры каждой из трех республик-призеров. После достойных ответов президентов, неугомонные стиляги из университетского лицея продолжили танцы на сцене, пригласив с собой весь зал – от учеников до учителей. И председатель жюри Ольга Викторовна Гареева не стала исключением! Прекрасный момент конкурса, достойный лидеров-управленцев!
Тем не менее, кульминация действительно близилась. И, несмотря на разные мнения среди болельщиков, первое место заняла команда СНГ гимназии, второе – команда БЭМС (боевые, энергичные, молодые, симпатичные) педагогического лицея, третье – «Олимпия» университетского лицея.
– Почему места распределились таким образом, ведь у университетского лицея была сильная программа и хорошая презентация, они покорили всех во втором туре, почему же у них только третье место?
Отвечает О.В.Гареева, председатель жюри:
– Да, действительно, я согласна, что «Стиляги» выглядели потрясающе. Но важную роль в том, как распределились места, сыграл соцпроект. Малейшие недоработки в портфолио, недостаточная четкость в разработке проекта – все это сказалось на результате. Многие школы, кстати, уступили позиции именно из-за недостатков в проектах и получили более низкие баллы. А плюс-минус полбалла сыграли свою роль в том, что команда университетского лицея заняла позицию чуть ниже, чем команда педагогического. У второго и третьего мест разница вообще была около 0,2. Как видите, минимальное расхождение, но оно есть. Все-таки портфолио, самим документам, говорящим о работе школьных правительств в учебном году справедливо отводилось наибольшее внимание.
– Кто из трех финалистов получил путевку в следующий тур, только гимназисты?
– К счастью, мы смогли «достать» места для нашего города, и в марте на областной финал, надеемся, поедут три команды – городская гимназия, университетский и педагогический лицеи.
– Конкурс проводится впервые. Чего ожидали от него и удовлетворены ли результатом его организаторы?
– Цель конкурса, конечно же, – активизировать работу органов ученического самоуправления. Я удовлетворена тем, как все прошло, но не в полной мере, потому что из всех школ города участие приняли только восемь, а ведь органы самоуправления созданы во всех учебных заведениях города. Но в этом конкурсе рискнули участвовать не все, а это наводит на мысль – все ли органы школьного самоуправления реально действуют? Несмотря на недостатки, которые мы увидели во время подготовки и проведения конкурса, и положительные результаты видны. Школы начали работать в этом направлении, о системе самоуправления задумались. Но, повторюсь, в этом мероприятии предполагалась активизация всех школ.
От автора. Я рада, что такие конкурсы все-таки есть, и с каждым годом их становится все больше. Для молодых лидеров, управленцев – это самая настоящая практика, обмен опытом, достигающийся вследствие конкуренции. И это совершенно нескучное времяпрепровождение, ведь неформальной целью таких мероприятий является, конечно, общение. Выражу общую мысль, если скажу спасибо всем, кто набрался смелости подготовиться и выступить в финале, показать себя и зажечь зал. И особое спасибо университетскому лицею за подаренное настроение! Пусть не все было так, как хотелось бы, но мы с вами еще только учимся. Учимся быть хозяевами своих школ!
Александра НАУМОВА