Светлана СНЕЖИНА
С введением отраслевой системы оплаты труда сократятся надбавки.
Вместо существовавшей раньше единой тарифной сетки с января в Ульяновской области введена новая система оплаты труда бюджетников. Теперь зарплата учителей и медиков напрямую зависит от количества и качества выполняемой работы. По новой системе зарплата состоит из трех частей: базовой части, компенсационных выплат (за вредные и опасные условия труда, за ночные, праздничные, сверхурочные часы работы) и стимулирующих надбавок (за профессиональную подготовку, уровень квалификации, качество труда, за расширение объемов оказания медицинской помощи пациентам и т.д.). То есть постараешься -получишь достойную зарплату. Ну, а на нет, как говорится, и суда нет. Довольствуйся малым. Казалось бы, таких кардинальных изменений и возможностей заработать бюджетники ждали давно. Да вот только не все так гладко и радужно, как кажется на первый взгляд.
Новую зарплату работники бюджетных учреждений получат в феврале. Медикам и учителям обещают прибавку на 30 – 35 процентов в среднем. И хотя власти заверяют, что заработная плата по новой системе оплаты ни в коем случае не уменьшится, бюджетники не на шутку встревожены.
Врачей Новомалыклинского района, например, теперь уравняли с медсестрами. А зарплата врача-хирурга (5500 рублей) стала ненамного выше заработка санитарки (3600 рублей). Между тем, надбавки сельским медработникам сократились с 25 до 20 процентов, за работу в экстренные дни – со 100 до 50 процентов. Если раньше за стаж медикам доплачивали 30 процентов, то сейчас только 20.
Не в восторге от нововведений и учителя, особенно сельские. При переходе на отраслевую систему оплаты труда потеряли в зарплате учителя информатики. Им убрали доплату за обслуживание копьютеров. В тревоге пребывает персонал детских домов и интернатов: доплата за ночную работу воспитателям снизилась с 35 до 25 процентов. В Мелекесском районе директора школ и завучи потеряли по 2500 рублей. А педагоги малокомплектных сельских школ, оплата которых напрямую зависит от количества учеников, часов в неделю, категории, в отличие от городских коллег, остаются в большом минусе.
– Первую зарплату, начисленную по новой системе, ульяновские бюджетники еще не получили, – говорит вице-спикер ЗСО Тамара ДМИТРИЕВА. – Но уже сейчас ясно, что в ней есть ряд недочетов. Если кратко: кошелек оказался меньше, чем обязательства. В результате стимулирующая часть – та самая, которая должна была вдохновить людей на более эффективную работу, оказалась невелика. В выигрыше -низкооплачиваемые сотрудники, их зарплата увеличилась почти вдвое.
Между тем, стимулирующие выплаты начисляются субъективно. Дать или не дать надбавку решает руководитель. Выходит, если ты со своим «боссом» не на короткой ноге, то тебе ничего не светит? К тому же, как выяснилось, нет критериев, по которым руководители должны определять эффективность труда своих подчиненных. Но самое главное, отсутствие в Ульяновске денежных средств для реализации этой программы в полном объеме. Местные власти признают, что утвержденных фондов оплаты труда достаточно только для гарантированных выплат по заработной плате. А на стимулирующие надбавки надо бы добавить.
Всего на выплату зарплаты по-новому в 2009 году нужно 2 миллиарда 900 тысяч рублей. А только в образовании, например, дефицит составляет 200 миллионов рублей.
– Сегодня нужно признать, что на финансирование перехода на новую отраслевую оплату труда в образовании и здравоохранении бюджетных средств не хватает, -говорит Дмитриева, – недочеты есть не только в нашем регионе. Выход один – вносить корректировки в бюджет.