24 января, в субботу, состоялась встреча родителей, выступающих против слияния 68-й школы и 90-го лицея, с чиновниками мэрии. А в пятницу Екатерине Адамовой, председателю родительского комитета, позвонили из управления образования и «рекомендовали» не проводить собрание. Мол, во время учебного процесса родители не имеют на это права. Если же собрание не отменят, то вызовут милицию.

Еще Екатерине позвонили, представившись сотрудниками будущего штаба по проведению каких-то выборов. Адамова Екатерина раньше работала в предвыборном штабе Ростислава Эдварса: «Добывали каждый голос, – говорит она. – А теперь наши голоса не слышат». Возможно, «предложение» просто совпало во времени, но до ближайших выборов еще очень далеко…

Вы не хотите нас понять!

Накануне собрания в некоторых домах, расположенных вокруг 68-й школы, газету «Новый град Симбирск» кто-то вынул из почтовых ящиков и выбросил в мусоропровод. В пятницу вечером учителей школы созвали на собрание и продержали 2 часа. Этим же вечером учителя звонили родителям и уговаривали их не приходить на собрание.

Но около 130 человек собрались практически минута в минуту. Приехали заммэра Иван Мельников и начальник управления образования Людмила Соломенко. Сотрудники милиции тоже пришли в школу. По-молодецки взбежав на крыльцо, молодой майор поинтересовался: кто такие и по какому поводу собрались. Родители пояснили. Но сам майор не ответил: кто его сюда направил и зачем…

Полтора часа собрания пролетели незаметно.

Что нового узнали? Главная новость: 23 января Сергей Ермаков подписал постановление №322 о реорганизации (слиянии школы и детсада с лицеем). До 1 мая процесс должен завершиться. Мельников заверил, что необходимые экономическое и юридическое обоснования имеются. Но копию постановления родителям не дали. Этот документ – для служебного пользования, – объяснила Соломенко. В школе началась фронтальная проверка, выявившая нарушения финансово-хозяйственной деятельности: без разрешения велись платные курсы, без оформления документов директором сдавались в аренду площади и взималась арендная плата. Якобы в связи с этим директор школы Логинова на время отстранена от исполнения обязанностей.

Чиновники снова говорили о необходимости оптимизации (численность учащихся в Ульяновске сократилась вдвое) и убеждали в экономии средств в случае слияния.

Но большинство вопросов родителей остались без ответа. Почему фронтальная проверка проводится только в школе, а в лицее – нет? О какой экономии им рассказывают, если обещают поднять зарплату учителям на 15%, а содержание лицеистов на столько же дороже, чем содержание школьника? На утверждение, что сбор денег за дополнительные платные услуги в лицее не нарушает закона, родители единодушно отозвались: «Это только вы не знаете о нарушениях! Мы же постоянно общаемся с родителями лицеистов!»

Подводя итог, Мельников сказал, что, по его мнению, разговор состоялся. «Не состоялся! Вы абсолютно не хотите нас понять», – прошумело в ответ собрание.

«Если в школе не будет восстановлен нормальный учебный процесс, в понедельник и вторник наши дети не придут в школу», – заявили инициаторы. «А это – подстрекательство! Вы не имеете права использовать детей в акциях протеста. Мы об этом заявим в правоохранительные органы», – парировала Людмила Соломенко.

«Право прямого вмешательства…»

Его в «данном процессе» оставляет за собою Галина Эдварс, Уполномоченный по правам человека области, «в случае усмотрения фактов нарушения законодательства при проведении реорганизации». Это – цитата из ее ответа родителям и учителям. Процедура слияния взята Галиной Эдварс на контроль «в части соблюдения требований к обеспечению конституционных прав на получение бесплатного общего образования». Оказание платных дополнительных услуг, напоминает Галина Анатольевна, может оказываться только в соответствии с законом «Об образовании». Еще она сожалеет, что родители и ученики не представили документов, подтверждающих факты «навязывания платных спецкурсов» и «неофициальных денежных поборов с родителей». В связи с этим, пишет Эдварс, «основание для вмешательства со стороны Уполномоченного отсутствует».

В ответе содержится ссылка на решение гордумы, утвердившее «положение», в соответствии с которым производится реорганизация и создание АУ. Это «положение» нам известно. Для создания АУ мэрия должна определить порядок, в соответствии с которым готовится «Предложение о создании АУ». Такого документа в Ульяновске не существует. Так что законность оформления инициативы создания АУ по-прежнему – под сомнением.

Процедура же реорганизации предусматривает наличие письменного представления о целесообразности, экономического обоснования, подробного финансового анализа, прогноза изменения бюджета Ульяновска в связи с реорганизацией. 24 января на собрании с родителями чиновники заверяли, что все эти документы имеются. Родители чиновникам не поверили…

Что же до «навязывания платных курсов » и «денежных поборов», то родители, похоже, всерьез решили отыскать доказательства. Пока нашли копию квитанции «благотворительного взноса» на расчетный счет в «БИНБАНК» в размере 5 тысяч рублей. Как все происходило? В сентябре прошлого года на общем родительском собрании лицея раздали листочки с реквизитами (вроде из попечительского совета кто-то). И все. Сходили в банк, перечислили деньги. Потом подписали договор на факультатив (4 тыс. руб. в квартал) с Игорем Эдварсом (в договоре, рассказывают, были указаны его паспортные данные и домашний адрес). Но второй экземпляр договора не дали, пообещав вернуть позже. Деньги за факультатив вносили в кассу в лицее (чеки тоже сохранились). Оказалось, что на этом «взносы» не закончились, и деньги постоянно собирали в классе. А в ноябре родители… перевели ребенка в другую школу.

По номеру счета и кассовым чекам легко установить владельца счета и кассового аппарата. Да и договоры в лицее тоже должны сохраниться. Если кто-то захочет убедить родителей в том, что в финансовом плане в лицее все «чисто», сделать это можно за 5 минут…

Уходить по одному!

Сколько учеников не пришли на занятия в понедельник и вторник, точно неизвестно. Но точно известно, что домой к родителям приходили учителя и брали с них объяснительные о причине детского «прогула». Родители продолжают штурмовать кабинеты районного прокурора и управления образования. Требуют создать комиссию по проверке решения о реорганизации, дать возможность спокойно закончить учебный год, а потом, по закону, пусть управленцы переводят детей (но с согласия родителей) в другое учебное учреждение.

Несколько родителей уже забрали документы из 68-й. Снова поползли слухи об устном приказе директорам других школ не брать учеников 68-й «пачками». И в управлении образования просят: если будете уходить, то хотя бы по одному, ну, по несколько человек…

P. S. Когда номер был готов к печати, стало известно, что 17 учеников (из 29-и) 8 «А» уже ушли в другие школы, большинство из них перевелись в лицей №20. В четверг, 29 января, еще трое из этого класса забирают документы из 68-й школы. Класс был очень сильный, всего три троечника. Основной аргумент родителей – нежелание платить за обучение. В обещания Анатолия Эдварса родители не поверили.

Геннадий Антонцев