Когда в конце ноября прошлого года городская дума принимала бюджет на год нынешний, некоторые депутаты еще во время обсуждения назвали его революционным – настолько смелым он им казался.

Он и был, очевидно, смелым, даже слишком – кризис финансовый над миром уже бушевал, и прогнозы на 2009 год ставились далеко не самые благоприятные: были в них и массовые увольнения работников учреждений, предприятий и фирм и даже остановка ряда предприятий Ульяновска. Но городские депутаты, равно как и их коллеги из ЗСО, отнеслись к этим прогнозам, что называется, критически. И революционный бюджет с расходной частью более шести миллиардов рублей (на миллиард больше, чем годом ранее) был принят. Причем с дефицитом в 488 миллионов рублей, что еще раз подтверждает, что прогнозы экономистов остались без внимания – даже в условиях кризиса думцы рассчитывали на дополнительные доходы. И потому щедро было выделено 2 миллиарда 500 миллионов на образование, 1,5 миллиарда – на здравоохранение и чуть меньше – 1 миллиард 200 миллионов – заложили на нужды ЖКХ.

Справедливости ради следует отметить, что не все депутаты муниципального «парламента» были сторонниками такого вот «революционного» бюджета. Скажем, Геннадий Бударин не раз открыто выступал против принятия главного финансового документа города с дефицитом почти в полмиллиарда. Но коллеги к его голосу прислушаться не захотели. Видимо, напрасно…

Дело в том, что на прошлой неделе произошло, вернее началось (а закончилось лишь позавчера на заседании городской думы) то, что в контексте уже сказанного можно назвать, образно говоря, бюджетной контрреволюцией. Ибо «революционный» городской бюджет сами же депутаты и урезали. И как раз на тот самый миллиард рублей…

В среду депутаты утвердили-таки поступившие от исполнительной власти города (которая, скорее всего, тоже получила директиву свыше) предложения по секвестированию городского бюджета.

В результате «усекновению» подверглись практически все его статьи. Нетронутыми остались, пожалуй, только 90 миллионов рублей, заложенных в бюджете на строительство социального жилого дома, что выглядит странно на фоне урезания всего и вся.

Бюджетная «революция» закончилась, так и не начавшись. «Обновленный» (а с языка так и просится – «обнуленный») бюджет выглядит, прямо скажем, не ахти. Почему?

Да потому, что «социально ориентированная» Дума напрочь порезала все программы социальной защиты и те, что направленны на развитие. На 190 миллионов рублей сокращена сумма расходов на городское здравоохранение. Вроде бы незначительно – меньше одной десятой – недополучат медики. Но в эту одну десятую попадут и лекарства, и медоборудование, и ремонтные работы…

Скорее всего, останется без воплощения в жизнь и громко озвученная ранее идея создания в городе двух сосудистых центров. Вопрос об участии в софинансировании этого проекта федерального бюджета до сих пор висит в воздухе – никаких документов, подтверждающих участие федералов, в Думе не видели. Однако расходы на софинансирование (100 миллионов) в бюджете остались – на всякий случай. Правда, не отдельной строкой, а оказались влитыми в общую сумму средств на здравоохранение. Где не хватает средств на лекарства, на питание больных, на оборудование.

Заметно пострадала и такая расходная статья бюджета, как «Экология»: из 14 заложенных в нее миллионов рублей будет вычтено 9. Сорок миллионов рублей недополучит «Ульяновскэлектротранс», а это значит, что новых трамваев мы теперь долго не увидим. И будем ездить в старых, но, возможно, дороже, хотя мэр города заверил депутатов, что этого не произойдет, поскольку и губернатор вышел в Думу с предложением не поднимать цены за проезд.

Со статьи горемычного городского ЖКХ предложено срезать 418 миллионов рублей. О последствиях этого сокращения для горожан можно, думается, и не говорить.

Вот такая, в общем, безрадостная финансовая картинка вырисовывается на сегодняшний день. Точнее, не вся картинка, а лишь ее фрагмент. Которого, в принципе, достаточно, чтобы сделать печальный вывод: многого из того, что планировалось на этот год, сделать не удастся – ни новых светофоров вам, ни ремонта улиц и дорог…

Кто-то скажет: не надо ныть. Все же, дескать, понятно – кризис. И именно это звучало в зале заседаний Думы не единожды. Предприятия не наращивают обороты, бюджет налогами не пополняется, вот и приходится ужиматься – жить, что называется, по средствам. Но, может быть, прежде чем резать по уже живому организму бюджета, надо было все хорошенько продумать и взвесить, следуя поговорке «семь раз отмерь…»?

Комментируя сокращение бюджета, председатель гордумы Василий Гвоздев еще неделю назад сказал:

– Задача, поставленная федеральным правительством – каждому выполнять свои полномочия. Если говорить простым языком, то это как команда всем спуститься на землю. Но можно спуститься на землю по лестнице, а можно выпрыгнуть в окно.

Похоже, власти выбрали второе. К сожалению. Потому, что найти источники пополнения бюджета или хотя бы сохранения в полном объеме наиболее важных для простых ульяновцев статей – соцзащиты и здравоохранения – можно, они в городе есть. И источники эти, к примеру, – городское имущество, сдаваемое ныне в аренду. Почему бы не предложить, скажем, компании «Гулливер» выкупить принадлежащее городу имущество, которым муниципалитет вошел в долю при создании ОАО «Восход»? А ведь это 11 магазинов общей стоимостью более 70 миллионов рублей. И подобных городских «паев» в различных ОАО немало.

Опять кто-то скажет, что не дело это – распродавать имущество. Но депутаты, видимо, понимают, что иных источников средств у города просто нет. Потому программа приватизации городского имущества на 2009 год претерпела изменения в пользу расширения. Но в ней нет ответа на вопрос, прозвучавший в предыдущем абзаце. Его накануне дал первый зам. мэра Александр Букин, заявивший, что подобные меры обвалят торговые сети.

В общем, как бы там не было, а бюджет заметно сокращен. И, вероятно, это только начала долгого процесса, в ходе которого городская казна будет урезаться и перераспределяться вновь и вновь – радужных перспектив на год текущий строить, увы, не приходится…

Александр СЕМЕНОВ