Изречение «Государство – это я» легендой приписывается французскому королю Людовику XIV, правившему в конце 16-начале 17 веков. Это означает ни много ни мало, а присвоение одним человеком всего набора прав и обязанностей целого аппарата государственных чиновников от законодателей до управленцев.

С тех пор много воды утекло, но монархические замашки европейских предков не только перешли к некоторым нашим современным руководителям разного ранга, но и прочно закрепились в их сознании, да ещё и преумножились.

Вот один из типичных примеров: руководитель и единоличный учредитель общества с ограниченной ответственностью (у этого общества возможности по определению небезграничны) Красноборское, что в Вешкаймском районе, Павел Алексеевич Николихин на просьбу жителей села Красный Бор, много лет проработавших в местном хозяйстве, разрешить приватизацию колхозных квартир получили короткий и красноречивый ответ: «Ничего я вам не дам, это всё моё личное!»Как может заявлять в таком тоне человек, который за время своего руководства не построил здесь ни одной квартиры и на ремонт и содержание государственного жилья никаких средств не выделял? Многие сельчане проработали в колхозе имени Репинского (позднее реорганизованного в СПК и ООО) по 20 и более лет и столько же прожили в квартирах, предоставленных этим хозяйством. Всё техническое обеспечение -газ, отопление, воду, канализацию – они делали своими руками и за свой счёт. И вдруг такие заявочки! На сходах граждан и общих собраниях трудового коллектива, по словам сельчан, Николихин ведёт себя как настоящий барин. Ещё в конце прошлого века, а именно, в 1999 году СПК им. Репинского был признан судом банкротом, и на его основе было учреждено 000 «Красноборское» (15.02.1999 г. зарегистрировано в едином реестре юридических лиц), которое правопреемником СПК не являлось. Однако в августе 2001 года общее собрание членов бывшего СПК приняло решение передать весь жилой фонд кооператива в 000 в счёт погашения долгов СПК перед другими организациями. Но 000 право собственности на жилой фонд не зарегистрировало, так как это дорогостоящее мероприятие. Жильё большинства работников СПК, которые из кооператива уволились, а в 000 на работу не поступили, повисло в воздухе, – люди продолжали по привычке платить квартплату в кассу бывшего колхоза и не подозревали, что проживают в домах, которые никому не принадлежат. Бремя содержания жилья полностью легло на плечи квартиросьёмщиков, которые, получается, переплачивали квартплату, ведь ни текущим, ни, тем более, капитальным ремонтом домов в течение шести лет никто, кроме них, не занимался.

Узнав эту безрадостную новость, сельчане обратились всё к тому Николихину, мол, дай нам возможность приватизировать жильё и самим содержать его в нормальном состоянии. Однако они не только не получили положительного ответа, но и почувствовали негатив по отношению к себе.

После этого двухквартирные коттеджи стали спешно продаваться на слом.

Красноборцы обратились с защитой своих прав в суд. Изучив все доводы истцов и ответчиков, грамотно применив положения законодательства, суд удовлетворил иск красноборцев и обязал 000 «Красноборское» передать, а администрацию МО «Вешкаймское городское поселение», в которое входит Красный Бор, принять жилые дома сельчан в муниципальную собственность.

К сожалению, в Красном Бору беззаконие творилось не только с квартирами, но и с землёй, и вопрос о земле, которая была взята в аренду 000, остался открытым. Само «Красноборское» не имеет ни одного гектара собственной земли, поэтому его руководитель передал сам себе в бессрочное пользование в резервный фонд по протоколу 1775 га, в том числе, 1461 га пашни. Школьная задачка: если в течение 15 лет арендованная земля засевается, а арендодатель ничего от продажи зерна не имеет, то кому идёт прибыль? При том, что свободных паев в 000149, более 120 человек, имеющих законное право на получение своей доли, попросту не включены в списки пайщиков. На 1439 га земли фамилии дольщиков не указаны.

Отгадайте, кто составлял списки на земельные доли.

Правильно. На 41 человека, проработавших в колхозе с записью в трудовой книжке: принят в колхоз и уволен в связи с выходом на пенсию, списки в земельном комитете вообще потеряны, – люди остались без земельных долей.

О том, что бывшие колхозники лишены земельных паев, они узнали всего несколько месяцев назад, когда оформлялась аренда земли 000. Подлинники свидетельств на право собственности земли были получены бывшим главой сельской администрации, а до собственников почему-то так и не дошли. При обращении в земельный комитет выдавались дубликаты. Так где же и для чего находятся подлинники, владельцы паев не знают до сих пор.

Заканчивая рассказ о проблемах жителей Красного Бора, сообщаем, что вся изложенная информация подтверждается документами, а под письмом в газету подписались более 90 сельчан.

К этому же поселению относится деревня Котяковка, у жителей которых -это, в основном, пенсионеры, – свои местные трудности. Шутка ли сказать, им приходится ходить за продуктами первой необходимости за шесть километров, потому что своего магазина в селе нет. Хлеб иногда привозят в Котяковку и продают его с машины на самой окраине, куда старики просто не успевают дойти. От отчаявшихся жительниц можно услышать безрадостные возгласы, обращенные к властям: «Возьмите и расстреляйте нас!»

О чём – о чём, а об отсутствии здесь связи с внешним миром ничего не скажешь: хоть в деревне и нет почтового отделения, зато жители могут связаться с родными и знакомыми по… телефону-автомату, который красуется в самом центре села. Поэтому он сразу же стал единственной местной достопримечательностью. Жаль только, что хлеба насущного он им не заменит.