Заведующий вторым хирургическим отделением областного онкодиспансера, профессор кафедры онкологии и радиологии УлГУ Валерий Родионов стал лауреатом премии Попечительского совета УлГУ. Онколог отмечен за активное участие в создании Центра здоровья женщин, ставшего в свое время уникальной для российского здравоохранения структурой.
— Валерий Витальевич, медицина – та сфера деятельности, которую выбирают более чем осознанно. Вы рано определились с выбором профессии?
— В восьмом классе мы начали изучать анатомию, и меня очень увлек этот предмет. А потом и старшая сестра поступила в Куйбышевский мединститут. После школы уже ни на минуту не сомневался, что пойду по ее стопам. По окончании вуза я проходил практику в хирургическом отделении областной больницы №1. Бредил большой хирургией, но совершенно случайно попал в онкодиспансер, в маммологическое отделение. То, что именно эта отрасль медицины – моя, понял только по истечении нескольких лет. Но сейчас, если спросите, хотел бы повторить свой путь в профессии, не задумываясь отвечу «да».
— Маммология потребовала от хирурга дополнительной квалификации?
— Учился в процессе. К сожалению, я не получил первичную специализацию по онкологии, хотя сейчас к этому очень внимательно относятся. Но всегда любил и люблю учиться, поэтому при любой возможности посещаю конференции. Считаю, что постоянное совершенствование — основное кредо человека, связавшего судьбу с медициной.
— И все-таки, если бы не медицина, кем бы могли стать?
— Все проходили через юношеские мечты. В определенный момент жизни всерьез думал о том, чтобы связать себя с военным делом. Хотел быть летчиком. Во время учебы в институте очень прельщала преподавательская деятельность. Когда уже работал в онкодиспансере, к нам пришел профессор Модников, основал кафедру онкологии, и моя мечта осуществилась. Более десяти лет занимаюсь педагогической деятельностью. Но все равно это для меня вторично. На первом месте была и остается практическая медицина. Бывая за рубежом, общаясь с западными коллегами и посещая клиники, я вижу, что там клиническая медицина неотделима от медицинского образования, вузовской науки. Нам, своим ученикам, Олег Павлович Модников привил большую любовь к науке. Исследовательская деятельность очень захватывает — получаешь результаты, ставишь новые цели. Появляются ученики, их нужно направлять.
— Расскажите, пожалуйста, о направлениях своих научных исследований.
— Маммология в онкологии вообще стоит особняком, кроме всего прочего и потому, что заболеваемость раком молочной железы в мире остается достаточно высокой – у этого недуга первое место в структуре онкологической заболеваемости. Рак молочной железы занимает первое место среди причин смертности женщин трудоспособного и детородного возраста, то есть болезнь имеет социальный оттенок. Все методы, которые применяются в онкологии, впервые были отработаны на больных раком молочной железы. Для научных исследований это благоприятная отрасль. Основное направление нашей деятельности – лечение больных метастатическим раком груди. Современные методы лекарственной и лучевой терапии позволяют не только облегчить страдания таких пациентов, но и существенно продлить им жизнь. Специалисты нашей кафедры – и в этом мы продолжаем дело профессора Модникова — прежде всего занимаются лечением костных метастазов. Исследования показали, что очень часто опухолевые клетки у больных раком молочной железы даже после удаления первичного очага оседают в костном мозге и находятся в дремлющем состоянии. Возможно, именно они приводят к генерализации процесса, возникновению новых опухолей и метастазов. Наша задача – попытаться выявить первичные опухолевые клетки в костном мозге и уничтожить их. Еще одна тема исследований – хирургическое лечение рака молочной железы, максимальное уменьшение хирургического вмешательства вплоть до удаления только части железы, а не всего органа. Получены обнадеживающие результаты — у определенной части пациентов это возможно.
– На стенах вашего кабинета много сертификатов и дипломов. Какие наиболее ценны?
— Самый ценный — диплом об окончании вуза. Обо всех остальных можно было бы говорить в продолжении беседы о постоянном совершенствовании. Сейчас есть возможность — и я бесконечно этому рад — посещать не только наши, но и зарубежные форумы. Увы, российская онкология сильно отстает от иностранной, и все самое новое мы узнаем на международных конференциях. Сразу перенести это на нашу практику сложно. Но если можно, мы тут же берем новые методы на вооружение.
— Вы стали лауреатом премии Попечительского совета УлГУ за деятельность по созданию Центра здоровья женщины в Ульяновске…
— Это уже история, центру более десяти лет. Жизнь показывает, что все самые значимые решения принимаются в неформальной обстановке… В 1995 году мы ехали в купе фирменного поезда Ульяновск-Москва: Олег Павлович Модников, тогдашний главврач онкодиспансера Владимир Дмитриевич Семенов, я, другие коллеги. В разговоре родилась мысль о создании маммологического центра. Тогда единичные подобные центры стали появляться в стране, но все они были коммерческими и не относились к онкологическим учреждениям. Маммология, конечно, охватывает целый спектр заболеваний, но, наверное, ключевое место занимают онкологические. И начиная общаться с пациентом, врач в первую очередь должен исключить злокачественную опухоль. Поэтому мы решили создать такой центр именно при онкодиспансере – таких вариантов в стране не было. Каждый внес свою лепту. Мы с профессором Модниковым взяли на себя идеологию, Владимир Дмитриевич при поддержке тогдашнего губернатора Юрия Горячева обеспечил материальную сторону проекта. В сложные перестроечные времена центр был построен и оснащен достаточно быстро. Только через три года после нас появился Федеральный маммологический центр при Московском НИИ радиологии и хирургии. Наш центр вышел по своей сути за рамки чисто маммологического. Олег Павлович посетил США и привнес заокеанский опыт на ульяновскую землю. В Америке существуют центры здоровья женщины, где маммология завязана с гинекологией, и мы пошли по этому сценарию.
— Удовлетворены итогами своей работы?
— Десять лет подтвердили, что центр нужен региону. Есть, конечно, минусы. В центре работают высококвалифицированные специалисты, и это несколько расхолаживает врачей на местах. Чуть посложнее случай — направляют к нам. А важно создать сеть маммологической службы по всей области. Хотелось бы видеть маммологов на местах, в районах, первые шаги в этом направлении делаются, и это радует.
— Работа врача всегда сопряжена с постоянным соприкосновением с людскими страданиями, в онкологии – как нигде. Как вы справляетесь с эмоциональной и психологической нагрузкой?
— Нельзя привыкнуть к чужой боли, и уж тем более относиться как к норме к смерти. Порой она просто запрогнозирована, сделать ничего нельзя, и это трагедия не только для родственников, но и для медперсонала.
Я не могу сказать, что испытываю большой дискомфорт, общаясь с онкобольными. В последнее десятилетие произошли существенные изменения в общении между медиками и онкопациентами. В советское время всячески скрывали от больного правду, наверное, поэтому в народе болезнь воспринимают как смертный приговор. Но сам факт онкозаболевания требует от пациента пересмотра жизненных установок, всего режима жизни. Как можно требовать от человека серьезного подхода к своему здоровью, скрывая диагноз? Известие о столь опасной болезни во многом мобилизует человека, он готов пройти любое лечение, отказаться от вредных привычек. А ведь известно, что раны у победителя заживают быстрее, чем у побежденного. Кроме того, ложь настраивает против врача. Больной все равно узнает правду, но как он после этого будет относиться к доктору? Так что мы не произносим слова «рак», но и не надеваем на пациента розовые очки. Онкобольному надо давать такое количество информации, которое помогло бы ему лечиться.
— Получая мантию лауреата, вы признались, что воспринимаете награду как аванс. К чему еще стремитесь?
— Есть мечта. И все кажется, что вот ее реализация близка, но… Идет работа по созданию в Димитровграде центра радиационной медицины. Учреждение с уникальной идеологией, уникальным оснащением. Это мечта онколога, которая позволяет получить максимум удовольствия от своей профессиональной деятельности. Не секрет, что мы очень ограничены в своих возможностях, в запросах о современных медикаментах, методах лечения, технике. Этот центр должен все свести в одной точке. Опять же это детище Олега Модникова, его мегапроект, и я мечтаю, чтоб он осуществился. Если мои знания, опыт пригодились бы при работе этого центра, я был бы счастлив.