Узелок один, второй, третий – получилась куколка…
Мастер-класс по созданию куклы-оберега преподали в Музее народного творчества будущим мамам. К приятному удивлению сотрудников музея, некоторые мамочки пришли с мужьями. Последние рукодельничали вместе со своими прекрасными половинками. На посиделки зашел бизнесмен из Пекина Вильям Цанг. Вильям знакомился с достопримечательностями города, а Музей народного творчества входил в экскурсионную программу. Китайский гость не захотел быть сторонним наблюдателем, а потому вместе со всеми усердно завязывал узелки и тряпочки.
Вела мастер-класс знаток данного вида творчества заведующая Музеем народной куклы при гимназии №65 Людмила Колпакова. Людмила Сергеевна рассказала своим ученикам много интересного о куклах-оберегах.
— На Руси все этапы жизни людей тесно связаны с куколками-оберегами, которых было огромное множество. Куклу «Устинью» делала девушка для возлюбленного, медлившего с засыланием сватов и женитьбой. Молодуха мастерила из лоскутков, ниток и ветоши Устинью с пышной грудью — «девка созрела и уж замуж невтерпеж». На свадьбу для невесты и жениха бабка-повитуха делала «Парную куклу», олицетворявшую молодоженов. Ее вешали на время свадебных гуляний под уздцы лошади (чтобы в «одной узде» мирно жили). После свадьбы куколку размещали под Святые образа в красный угол комнаты. Оберег «Мама» (крошечное поленце, обернутое в семь тряпочек) создавался опять же повитухой для невесты. «Маму» подкладывали молодой супруге на колени на свадьбе – обряд означал, что пришла материнская сила. Были куколки и для мужчин – «Кувадки». Во время родов жены (рожали в старину исключительно в банях) муж сидел в предбаннике с Кувадкой и оттягивал злых духов от роженицы и младенца. После появления на свет ребенка к нему в кроватку подкладывали «Пеленашку», чтобы обмануть злых духов – кукла брала на себя нечистую силу. Кукла являлась и показателем положения жены в мужьем доме. Мать, придя в гости к дочери, всегда могла определить по местонахождению куколки ее благополучие. Если оберег находился под подушкой на кровати — дочке живется неважно: плачет по ночам и делится горестями с «подружкой». Если куколка на столе, то все хорошо и стабильно. Куклы-обереги никогда не продавались и не покупались. Их мастерили сами из соломы, мочала, бересты, лыка, мха. Украшали яркими лентами, бусами, бисером. На одежду для куколки использовали ткань от ношеной домотканой одежды. Считалось, такая одежда несла в себе человеческое тепло, которое передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы. Ткань не резали, а рвали, чтобы «не порезать» того, кому оберег предназначался, руки и ноги не пришивались.
Гости музея изготовили по образцу мастера самую простую куколку. Основу – туловище скрутили из кусочка газетной бумаги, обернули тканью, ниточками обозначили голову, талию и ручки (перевязали), из других кусочков ткани завязали платок и фартук. А к «ручке» привязали наполненный мешочек – на достаток и благополучие. Как сказала Людмила Колпакова, получилась кукла «на выхвалку», или на показ, ведь после мастер-класса каждый демонстрировал свое произведение.
Для придания атмосфере определенного колорита перед гостями выступил народный коллектив «Ладанка», исполнив старинные поволжские песни. Закончились посиделки по старой русской традиции чаепитием со сладостями.
— Душевное и познавательное мероприятие, — говорит мама Наташа.
Наталья ожидает второго ребенка – девочку, сыну Андрею – уже девять лет. Он также сделал свою куколку.
— Мне понравились музей и занятие. А эту куколку я оставлю для сестренки, — сказал Андрей.