Полку ульяновских музеев прибыло. В конце минувшего года в составе заповедника «Родина Ленина» появился новый – «Симбирские типографии».
Он разместился в бывшем доме известного печатника, владельца частного издательства Василия Черникова.
Сегодня, во времена, когда самые глянцевые журналы не кажутся чудом полиграфии, когда книги из бумажных стали электронными, а компьютерные программы могут превратить в издателя любого школьника, путешествовать по тихим залам типографии XIX века особенно интересно. На фоне нынешних технологий приемы столетней давности не сильно отличаются от техники первопечатника Ивана Федорова. Но время накладывает на все, что было до нас, свой отпечаток, превращая патриархальность в очарование старины…
Специфика провинциальной типографии прошлого в том, что она располагалась в доме своего владельца. Для Симбирска, с его огромным количеством частных издательств, это было особенно характерно. Первый зал нового музея воссоздает контору типографского заведения – с этого помещения начиналось предприятие, сюда попадал заказчик, едва переступив порог. При большой конкуренции важно было с первого момента убедить клиента, что его заказ выполнят наилучшим образом именно здесь. Поэтому первое, с чем сталкивался посетитель, – рекламные образцы продукции. У каждой типографии была своя специфика. Одни печатники аккуратнее других изготовляли бланки и амбарные книги, другие проявляли особую изобретательность в производстве афиш.
На стене конторы — портреты Александра II и симбирского губернатора Долгова-Сабурова, вывешенные музейщиками не случайно. Именно во времена их правления вышел указ, упрощающий процедуру открытия типографий в провинции. Раньше за разрешением нужно было ехать в столицу, в Министерство внутренних дел. Александр II возложил право решать этот вопрос на губернаторов. С одной стороны, у предпринимателей, желающих заняться печатным бизнесом, убавлялось мороки, с другой – новый порядок вставлял потенциальным типографам палки в колеса. Губернатор, лучше других знающий положение дел в губернии, мог наложить вето на прошение, посчитав, что типографий и так слишком много. При работе с архивными документами музейные специалисты нашли немало подтверждений тому, что градоначальники часто так и поступали. А настоящей причиной отказа была конкуренция, которую вездесущие и прыткие частники составляли государственным типографиям.
В следующем помещении производился набор – первоначальная работа в типографии. Нам, привыкшим щелкать кнопками компьютерной клавиатуры, трудно представить, что на набор небольшого фрагмента текста уходило порой несколько часов. Ведь буквы и знаки приходилось складывать в слова и строчки вручную. Наборщик стоял у шрифт-кассы – своеобразного шкафчика, в ячейках которого лежали металлические буквы и знаки препинания, и составлял из них словесные узоры на наборной доске. Не сразу появился инструмент под названием «верстатка», позволявший набирать текст частями, которые потом перекладывались на доску. А глагол «верстать» — располагать текст и картинки на книжной странице или газетной полосе — так и остался в лексиконе печатников неизменным, несмотря на то, что сам процесс верстки изменился до неузнаваемости.
От наборщиков требовались профессионализм и грамотность – представляете, какие тексты могли лечь на доску из-под руки человека, пренебрегающего правилами русского языка?! И все же наборщики не были роботами, а потому их труд контролировали специалисты с красиво звучащей должностью «метранпаж». У наборщика непременно был помощник, ученик, выполнявший подручную работу: по завершении процесса каждую буковку нужно было положить в свою ячейку – дело не менее трудоемкое, чем верстка.
После того как форма была набрана, работники переходили к корректурному станку – делался пробный оттиск страницы. Он отправлялся на читку к корректору, который искал ошибки. В новом музее можно запросто попробовать себя в роли этого специалиста и проверить внимание и грамотность. Воссозданная модель корректурного станка «выплевывает» оттиски в руки посетителю, дальше – включайте природную грамотность или вспоминайте школьную программу по русскому.
Машины – линотипы, монотипы, сделавшие труд наборщика ненужным, появились в Симбирске гораздо позже, чем во всем цивилизованном мире и даже в других российских городах – только к началу ХХ века.
Долгое время работали симбирские типографы и на ручных печатных станках – их модели тоже можно увидеть в музее. Обычно у такой машины трудились два человека – один накладывал краску на форму, клал бумагу, другой осуществлял процесс печати. Установка для сшивания и переплета – один из немногих подлинных экспонатов музея. Конструкция XIX века попала в фонды из одной из местных типографий. До сих пор похожие машинки используют в архивах для сшивания дел.
Во времена расцвета печатного дела – середине-конце XIX века в Симбирске работали две государственные типографии. Губернская находилась при одноименном управлении. Поначалу типография располагалась в гимназическом пансионе, где сегодня находится гимназия №3, потом переехала в Здание присутственных мест – нынешний корпус сельхозакадемии на Венце. Последним пристанищем предприятия стал дом, имеющий ныне адрес ул.Ленина, 65. Самый первый документ, напечатанный в гостипографии, относится к 1797 году. Это императорский указ, копия которого включена в экспозицию музея. Основной продукцией типографии были государственные указы, документы, но уже к началу XX века печатники освоили рекламные листовки, театральные афишки, появился первый печатный дизайн, изыски в верстке.
Вторая гостипография — Удельная – размещалась в нынешнем здании фармколледжа. Она славилась самым продвинутым оборудованием, выписанным из знаменитой московской типографии Селивановского, и использованием передовых шрифтов. В Удельной типографии вышли в свет первые симбирские книги. Увы, в городе они не сохранились и все находятся в Национальной библиотеке Санкт-Петербурга.
В начале XX века в Симбирске существовало порядка десяти частных типографий, появились таковые и в трех уездах. Особо была популярна типография Токарева на Большой Саратовской, ныне улице Гончарова. Купец 2-й гильдии, известная в городе личность, Токарев сам управлял предприятием, изучал издательское дело. Из его типографии вышли знаменитые книги по истории Симбирской губернии, в частности труд Мартынова «Город Симбирск за 250 лет своего существования». В музее она представлена в наиболее редком — первом своем издании. На Большой Саратовской — главной торговой улице города — размещалось большинство частных печатных дворов. Это говорит о том, что для Симбирска типографское дело было очень развитой отраслью предпринимательства.
Первая симбирская газета вышла в свет в 1830 году в Губернской типографии. «Симбирские губернские ведомости» состояли из официальной и неофициальной частей. Одна содержала указы и прочие важные документы, вторая повествовала о событиях Симбирской губернии. Частную газету в Симбирске впервые выпустил Василий Черников, в доме которого и расположился новый музей. «Волжский Вестник», учрежденный в1879 году, продержался всего год – слишком уж смелые и обличительные взгляды были у автора и хозяина издания.
Василий Васильевич был не только мастером печатного дела, хорошим журналистом и критиком, но и большим поклонником искусства, блестящим музыкантом. Именно поэтому с экспозицией, посвященной печатному делу, в музее соседствует постоянная выставка, повествующая о музыкальной жизни Симбирска. Редкие инструменты, фотографии и документы помогают воссоздать атмосферу музыкальной гостиной Черникова. Симбирянин основал музыкальное общество, создал при Карамзинской библиотеке нотный отдел, собрал детский оркестр, для которого выписал инструменты из Вены. Его судьба – прекрасное подтверждение того, сколь многие поприща становились местом применения сил и таланта лучших представителей русского дворянства.
Досье «Вестника»
Василий Васильевич Черников родился в 1821 году. Обучался в артиллерийском училище, в 1837 году уволился с военной службы подпоручиком и был определен младшим помощником столоначальника в Департамент мануфактур и внутренней торговли. В 1843 году был «определен» в Казанское губернское правление. В №854 году — младший чиновник особых поручений при Симбирском губернаторе. В Симбирск Черников попал явно благодаря женитьбе на дочери бывшего симбирского губернатора Николая Булдакова — Варваре.
В качестве чиновника по особым поручениям Черников расследовал ряд деликатных дел и в 1860 году был назначен и.о.судебного следователя сперва по Сенгилеевскому уезду, а с 1862 года — в Симбирске.
Черников не только «вращался» в симбирском обществе, но и выполнял в своем кругу роль человека искусства. Сохранились два рисунка 1847 года. На одном из них — Черников и его будущая жена на балу у губернатора Булдакова, на втором Черников аккомпанирует приезжей знаменитости — скрипачу-итальянцу.
В марте №859 года Черников получил разрешение на открытие частной типографии. В 1864 году Василий Васильевич в чине титулярного советника и награжденный орденом был судебным следователем Симбирского уездного суда и в этом качестве возглавил следственную комиссию, созданную губернатором сразу же после опустошительного пожара 1864 года в Симбирске.
В 70-х годах XIX века Черников фигурирует и как официальный симбирский агент Российского страхового от огня общества. Когда в 1876 году министерством была учреждена программа Земской газеты, ее издание Управа по бессрочному контракту всецело сдала Василию Васильевичу. Он избран почетным мировым судьей Симбирского уезда. В 1886 году, когда Черников умер, в типографии работали десять рабочих и четыре подростка.