У многих студентов последнего курса сейчас горячая пора – сдача государственных экзаменов. Нам очень хотелось бы поздравить всех, кто их уже сдал, и подбодрить тех, у кого еще все впереди. А чтобы поздравления не прозвучали абстрактно, мы решили пригласить к себе студента филиала УлГУ, известного в городе музыканта, басиста группы «Иллюзия» Валерия Лысачкина, который только что успешно «отстрелялся» на экзаменах
Студент…
– Валера, мы тебя поздравляем. Теперь впереди – защита дипломной работы?
– Спасибо. Нет, сначала работа над дипломом – не все еще готово. Время, конечно, еще есть, но его всегда не хватает. Как обычно у студентов, о дипломе вспоминаешь ближе к защите, примерно за неделю. Буду юристом уголовно-правовой специализации.
– Какие перспективы?
– Перспективы? Первая – армия, там всегда рады и всегда есть вакантные места (смеется). Дальше – в наших правоохранительных органах большой дефицит кадров, в милиции, например. Но для молодого человека, который окончил институт, это не совсем привлекательно. Не секрет, что для многих молодых людей работа в милиции не является престижной. Основная причина – низкое материальное обеспечение. Не только в виде зарплаты, но и в плане обеспечения нормального труда, вплоть до нехватки бумаги.
– А если в прокуратуру?
– Там, конечно, требуется высокий уровень знаний, но еще и опыт работы. Даже в объявлениях указывается: в следственный комитет при прокуратуре требуется следователь с опытом работы не менее…
– Как же быть специалистам, которые только окончили институт, жаждут работать по специальности, а опыта нет?
– Один из вариантов – все-таки начинать с самых низов, не гнаться за высокой зарплатой. И постепенно нарабатывать себе опыт. Минус – страдаешь в материальном плане. Можно, конечно, подрабатывать. Я вот не работал по специальности, но подрабатывал в разных местах. Всякой деятельностью занимался: и на пивзаводе сезонным рабочим был, и рабочим по ремонту дорог, и грузчиком на рынке.
– А на «вольные хлеба» не тянет: снять офис, открыть свою юридическую контору?..
– Возможен такой вариант, хотя рынок этот сейчас достаточно насыщен. А качество услуг иногда оставляет желать лучшего. Если я, например, не имеющий опыта выпускник, начну давать консультации – ошибки неизбежны. Люди просто не будут ко мне обращаться. Другое дело, когда у выпускника есть помощь со стороны родителей, например. Есть неплохие специалисты, которые достойны работать на том месте, куда их устроили родители. Но бывает так, что из-за «своих» людей страдают другие, которые не реализовались.
– Что первично: специальность или человек?
– Конечно, от человека многое зависит. И от целей, которые он перед собой ставит. Если он учится на следователя, например, и читает дополнительную литературу, занимается самообразованием, то он обязательно станет следователем. Я тоже хочу работать по специальности, в уголовно-правовой сфере. Хотя изначально поступал на экономический факультет, но потом передумал. И не жалею о своем выборе. Учился не зря, мне это в любом случае пригодится.
– Многие заканчивают обучение, а потом уезжают в поисках «рыбных» мест. Можно ли в нашем городе найти достойную работу по специальности?
– Можно, хотя это и нелегко: применить себя так, чтобы ты был удовлетворен и собой, и своей работой, и зарплатой. Иногда нужна помощь со стороны родителей или со стороны работодателей. Нужно зарекомендовать себя еще во время учебы. Не просто пять лет отсидеть за партой, а интересоваться тем, что происходит вокруг, своей будущей профессией. И копить опыт, чтобы стать настоящим специалистом.
Я вот считаю, что специалистов для работы на таможне или в налоговой инспекции должны готовить специализированные учебные заведения при данных учреждениях. Юрист все-таки должен быть узконаправленным, всего не охватишь. Тот же следователь должен быть следователем, а не и тем, и другим, и третьим. Если «всего понемногу», то в итоге получается «ничего».
…и музыкант
– Валерий Лысачкин – басист известной в городе группы «Иллюзия». У тебя есть музыкальное образование?
– Да, окончил музыкальную школу с отличием. Баянист. Сейчас все идут учиться на гитару, в основном – с целью бренчания во дворе. С четырех лет я мечтал иметь какой-нибудь музыкальный инструмент, играть на нем. Терроризировал маму: купи мне гармошку!.. Тогда было достаточно тяжело найти инструмент, музыкальных магазинов не было, покупали с рук. Играл, потом меха разворотил, посмотрел, как там все сделано (смеется). Как все обычные дети.
В четыре года меня в музыкальную школу не приняли, сказали, что рановато. А в шесть лет у меня уже запал прошел. Спасибо родителям – не стали настаивать. Если есть желание, оно найдет выход. И в девять лет я решил: пора. Сам пошел в школу и сказал: хочу играть на баяне. Через год играл в оркестре у Юрия Павловича Банкетова. Это было самое лучшее время. И до сих пор считаю, что для музыканта играть в оркестре – это очень важно.
Сначала играл на «пятом», басовом, баяне. На нем играл так, что один раз ремень порвал. После баяна перешел на домру. С этого началось знакомство со струнными инструментами. Параллельно обучался на фортепиано. Потом играл на балалайке-бас. Играл и на контрабасе, и на обычной балалайке. Даже сейчас что-то могу на ней изобразить. Почему-то многие думают, что на этом инструменте играть очень просто. Нет! Балалайка гораздо сложнее гитары, уж поверьте мне. И не важно, что у нее всего три струны. Она скупа в звучании, но этим инструмент и сложен.
В оркестре пропадал до ночи. Как раз в это время оркестр начал делать мюзиклы: «Муха-цокотуха», «Снежная королева». Хотя я уже нацелился на бас-гитару, мне предложили играть на тромбоне. Вообще не знал, что это такое. Очень сложный инструмент. Первое время: синие губы, красная морда, зубы от вибрации болят… Кое-как научился. И тут Банкетов говорит: давай на бас-гитару, народу не хватает. Опять переучиваться! Научился на басу. Потом опять понадобился тромбонист. Потом опять басист…
Юрий Павлович учил меня играть на бас-гитаре до определенного уровня, пока не сказал: все, больше ничему не могу научить. Вот тебе кассеты, диски – учись сам. Так и научился. А потом коллектив просто закрылся. И дальше для меня началась рок-музыка.
– В каких коллективах города ты играл?
– Какое-то время поиграл в «Лексиконе предрассудков». Потом была «Догма» (экс-«Миф», экс-«Лабиринт»). В гараже каком-то репетировали. И с 2004 года играю в «Иллюзии». Коллектив этот держится, потому что мы не выпячиваем свои амбиции и уважаем мнение друг друга.
– Валера, а еще басисты в городе есть?
– Басисты? Ну-у… Трудно сказать. Должны быть (смеется). Я даю частные уроки игры на бас-гитаре, сейчас двое ребят обучаются. У меня было несколько учеников, один из них, Игорь из группы «Де-марш», сейчас играет самостоятельно и неплохо развивается. Проблема города: способные люди есть, но им сложно собрать рок-команду. Чтобы совпадали творческие и музыкальные интересы и пристрастия. Не хватает грамотных музыкантов, с образованием, с опытом игры. Положение в музыке ужасное не только у нас. В музыкальной школе класс гитары переполнен, а на балалайке учатся играть два человека. А зря. Очень интересный и сложный инструмент. В принципе, любой инструмент сложен, если учиться играть на профессиональном уровне. А гитара проста в освоении до уровня бренчания.
Многое и от родителей зависит: зачем тебе в музыкальную школу, что тебе это даст, музыкой не заработаешь… Или наоборот: не хочет человек идти учиться на скрипке, а его заставляют… В городе у многих начинающих музыкантов нет никакого представления о грамотности. В магазинах гитары и прочие инструменты просто метут с полок. Куда они их девают, я не знаю. Играют кое-как. Вышел на сцену, все от тебя трясутся, ты сам трясешься. А где здесь музыка?.. Рок – это ведь не только музыка, это определенная культура. И сама музыка должна быть красивой, гармоничной и грамотной.
– Как избавиться от непрофессионализма в музыке и не только в ней?
– Не знаю, нужен комплексный подход. Здесь дело и в образовании, и в культурном воспитании. Вот взять телевидение. «Фабрика звезд» – «гениальная» программа! Люди сами выбирают себе звезд, за которых они будут потом платить больше! Я просто восхищен этой коммерческой идеей. А потом мы удивляемся: откуда такой низкий уровень культуры? Сколько можно слушать выпускников «Фабрики»? Месяц? Год? А Вивальди слушают уже три сотни лет! Поэтому сейчас все больше звучит музыки прошлого. Уже появляется пресыщение хламом. Обидно, что у нас многие неуважительно относятся к нашей родной культуре. То, что пришло в свое время к нам с Запада, нас просто смяло. Так много было всего, что воспринималось только то, что проще. А надо не как проще, а как лучше.
Павел СЛЮНЯЕВ