«Оппонент»: Идёт третий год реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», а ощутимого результата до настоящего времени так и нет. Данные социологических опросов показывают, что 62% россиян оценивают ситуацию с обеспеченностью жильём как «плохую».
А.Корниенко: В свое время в Советском Союзе была принята программа “Жильё-2000”. За 15 лет планировалось ввести в эксплуатацию более 2 млрд. квадратных метров жилья – в среднем, по 150 млн. квадратных метров в год – и довести обеспеченность жильём с 14,6 до 22,5 квадратного метра на человека.
В 1989 году, в рамках этой программы ввели 152 млн. квадратных метров жилья. К концу 1990-го успели построить еще 650 млн. квадратных метров, в том числе на селе более 20 млн. квадратных метров жилья. Причем, в отличие от сегодняшнего дня, это жилье отдавалось гражданам бесплатно. Но наступил 1991 год и эта Программа, в силу её нерыночных принципов, была свёрнута.
«Оппонент: Не кажется ли вам, что в настоящее время государственная политика по реализации мер в создании рынка доступного жилья ориентируется только на коммерческие принципы и механизмы.
А.Корниенко: Вот смотрите, по результатам проверки Счётной палатой РФ использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию нацпроекта в 2006 году следует, что среднестатистический россиянин может купить в год не более 1,5 квадратных метра жилья. На покупку 2-х комнатной квартиры семье из 3-х человек потребуется 50-60 лет.
Решать жилищную проблему государство за эти годы пыталось многократно. Так, в 1993 году Правительством была принята государственная программа “Жилище”, в 1998 года вступил в действие ФЗ «Об ипотеке», по мнению его разработчиков, ипотека – это наше великое настоящее и будущее. В 2001 году утверждена федеральная целевая программа “Жилище” на 2002 – 2010 годы. В 2005-м в эту программу внесли поправки с учетом национального проекта “Доступное и комфортное жильё – гражданам России”.
«Оппонент: В течение двух последних лет по всей стране состоялось множество «круглых столов», форумов, слушаний, семинаров и встреч на темы жилищного строительства, производства строительных материалов, ипотечного жилищного кредитования. Одна бюрократическая говорильня сменяет другую, а жизненно важный вопрос доступности жилья для 30 млн. граждан в нашей стране так и остаётся серьёзной не решаемой проблемой.
А.Корниенко: В качестве основного механизма обеспечения граждан страны доступным жильем предложена ипотека, а проще говоря, приобретение жилья в рассрочку. Позволить себе взять кредит на 10-20 лет сегодня могут только единицы. За десять лет, ипотекой в России смогли воспользоваться только 1,5% граждан.
Наряду с этим, одной из ключевых проблем реализации нацпроекта является существенный дефицит этого самого жилья на рынке. За восемь месяцев текущего года, по данным Росстата, в стране построено менее 30 млн. квадратных метров, хотя запланировано ввести в эксплуатацию не менее 72 млн. «квадратов» к концу этого года. Удивляться этому не приходится, поскольку по сравнению с 1990 годом производство цемента сократилось в 2 раза, кирпича – в 2,5 раза, пиломатериалов – в 5 раз, продукции крупнопанельного домостроения – в 6 раз, экскаваторов – в 10 раз, башенных кранов – в 14 раз.
«Оппонент»: Какую газету не откроешь в наше время – везде статьи стенания насчёт ипотеки (или её отсутствия) и сетования на отсутствие (или, наоборот, грядущие скорые перспективы) проектов получения народом «доступного» жилья. Причём, термин «доступное жильё» трактуется весьма расширительно, в зависимости от потенциальной аудитории, на которую рассчитана очередная публикация, от 400 до 3000 долларов за квадратный метр. Впрочем, интересно в этих публикациях другое: они все незаметно подводят читателя к мысли, что бесплатного жилья ныне и во веки веков быть не может в принципе! Как говорится, кто не успел, тот опоздал… Может оно и правильно: нечего питать людей иллюзиями?
А.Корниенко: Нынешняя свистопляска на рынке недвижимости, когда цены на жильё словно с цепи сорвались и растут уже который год, достигнув за это время почти десятикратного увеличения, приводит к ситуации, когда хоть с ипотекой, хоть без ипотеки, хоть с западными процентными ставками по кредитам, хоть с восточными, хоть с северными, хоть с южными, а реально, 95% населения буквально никакое жильё не светит в ближайшие 100 лет!
Вы же знаете, каково положение с наделением жильём очередников в Москве – самом богатом городе России? Об этом много пишут… Здесь очередь разделена на 3 категории: очередников, первоочередников и внеочередников. Всего примерно 300 тысяч семей. А бесплатных квартир сдаётся в год в среднем 7000-8000 штук. Простой арифметический подсчёт показывает, что срок ожидания квартиры достигает 30-40 лет (при условии, что каждой семье давать по квартире; на самом деле на одну семью в среднем требуется 1,35 квартиры). Но это в благополучной Москве. А например в Алапаевске на Урале, в год сдают один дом на 30-60 квартир.
Удивляет и то, что чиновники на местах, которые должны быть сверх заинтересовы в успешной реализации нацпроекта, как раз являются его самыми активными пробуксовщиками.
Так, в Ульяновской области, откуда я избран депутатом, прокуратурой были вскрыты грубые нарушения по реализации важнейшей программы нацпроекта «Обеспечение жильём молодых семей». В ходе проверки оказалось, что некоторым молодым семьям необоснованно отказывают в участии в этой программе, нарушаются сроки рассмотрения документов. Некоторые чиновники, занимающиеся приёмом документом, требуют с людей справки не имеющие отношения к указанной программе. Например, сведения из ГИБДД о наличии автотранспорта у семьи. Абсурд, да и только!
«Оппонент»: Но такими темпами очередь на жильё как раз рассосётся лет через 120 (если в очередь больше никого не ставить с сегодняшнего дня).
А.Корниенко: А знаете, сколько жилья нужно строить в стране? В первые годы XXI века строили всего около 20 млн. кв.метров в год. После принятия нацпроекта «Доступное жильё» начался рост объёмов строительства. Сейчас мы близки к тому, чтобы выйти на советский уровень в 70 млн. кв. метров (рост объёмов в 3,5 раза, правда, насчёт доступности вопрос пока риторический). Но этого было бы достаточно, если бы все 90-ые и начало 2-х тысячных годов сохранялся советский уровень строительства. Но так как этого не было и близко, то сейчас для реального улучшения положения населения нужно строить порядка 200 млн. кв. метров в год!
«Оппонент»: Но объёмы объёмами, но как быть с понятием «доступности». Ведь даже если бы в России удалось в миг поднять объёмы строительства до тех самых вожделенных 200 млн. кв.метров, что в этом толку, если очередники не смогут его приобрести. Кому оно тогда достанется? Мигрантам из Азербайджана и Армении, накопившим денег на наших рынках?
А.Корниенко: А действительно, давайте разберёмся, может ли быть вообще дешёвое жильё? Может ли вернуться бесплатное жильё? И что такое «доступное» жильё?
Начнём разговор с аргументов противной (в прямом и переносном смыслах) стороны, т.е. сторонников либеральной экономики. Они ставят вопрос ребром: бесплатного жилья быть НЕ ДОЛЖНО в принципе! Понятие «доступности» для них определяется спросом и предложением, а о дешёвом жилье они вообще не говорят. В то же время в их рассуждениях тоже сквозит беспокойство. Получатели сверхдоходов (0,005% населения) вложили «горящие» баксы в недвижимость в расчёте на крутую спекуляцию, а если теперь цены на жильё на перегретом рынке, да ещё в разгар начавшегося кризиса рухнут, то «лучшую» часть нашего общества (имеются в виду всё те же самые 0,005%) может в одночасье хватить Кондратий. Приводится интересная статистика: в купленных в последние годы в массовом порядке квартирах никто не только НЕ ЖИВЁТ, но даже НЕ ДЕЛАЮТ РЕМОНТ. Это означает только одно: квартиры купили для дальнейшей перепродажи в расчёте на дальнейший рост стоимости жилья. Только вот перепродажи кому?
«Оппонент»: Вот это самый больной вопрос, который тревожит либералов и демократов. Они начинают смутно догадываться, что безумные цены на жильё (скажем, в Москве они за 5 лет увеличились с 800 до 6500 долларов за квадратный метр, но наблюдается рост и в других городах и даже в ближнем зарубежье) являются результатом скупки жилья кучкой богатых людей. Население эти цены не может потянуть в принципе. Кому же они собираются перепродавать дальше всю эту недвижимость?
А.Корниенко: Создаётся явное ощущение мавродиевской пирамиды, когда ажиотажный спрос в расчёте на грядущую прибыль подпирает снизу цены, а конечного МАССОВОГО ПОКУПАТЕЛЯ вообще не видно. То есть, как только спрос остановится (а он когда-нибудь всё-таки остановится – нельзя же до бесконечности перепродавать жильё друг другу кучкой дельцов), то вся пирамида тут же рухнет. А тут ещё глобальный и ипотечный кризисы, сопровождающиеся массовым оттоком из страны дешёвых западных кредитных ресурсов.
Отсюда нарастающие (всё более визгливые) требования «общественности» (в смысле тех 0,005%, кто «затарились» квартирами) немедленно спасать ипотеку с приемлемыми для населения условиями кредитования. А то некому будет толкать купленное для спекуляции жильё.
«Оппонент»: То есть ипотека пока реально существует в России только в воспалённом воображении либеральной общественности?
А.Корниенко: Да. Судите сами (цифры в условиях начавшегося кризиса, разумеется, примерные): если семья из 2-х человек имеет легальный (подтверждённый документами) месячный доход в 2000 долларов и собственные первоначальные накопления в 15000 долларов, то они могут рассчитывать на максимальный кредит в 57000 долларов, что соответствует стоимости комнаты в коммунальной «хрущовке» (в ближнем Подмосковье) и при этом, в ближайшие 15 лет (!), им придётся ежемесячно выкладывать банку по 800 у.е. в счёт погашения кредита. А если месячный доход в течение 15 лет упадёт несколько ниже 2000 долларов (раза в 2-3), что вполне реально, что тогда делать? А если семья в результате кризиса имеет совокупный легальный доход в 600 долларов и собственные накопления в 3500 долларов, то она может претендовать всего лишь на кредит в сумме 8500 американских рублей, что позволит им купить только сарайчик площадью в 5 квадратов в дальнем Подмосковье и 15 лет выплачивать по 120 долларов в месяц банку. И учтите, что речь идёт о легальном доходе. Большинство же населения легально получает всего по 400-500 баксов в месяц, а остальное – «чёрным налом». Ну, какая тут может быть ипотека?! Это даже не смешно…
«Оппонент»: Так что игрокам в очередную версию жилищной пирамиды я не завидую. Утешает одно: они свои бабки всё равно не заработали и когда пирамида с треском рухнет, они просто вернут (независимо от своей воли) наворованное народу. Ну да Бог с ними!
А всё-таки, как реально (помимо спекулятивного спроса) формируется цена на жильё, скажем, в Москве (как и в других городах)?
А.Корниенко: Как заявил Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман «…Чтобы получить разрешение на строительство объекта надо прождать 2,5 года и получить 200 согласований, за которыми стоит своя цена… При этом цены на подключение жилого дома к электроэнергии и строительные материалы постоянно растут».
Меньше всех получают реальные строители и поставщики стройматериалов.
Очень большая часть средств сейчас застройщики тратят на практически легальные взятки чиновникам. Без них получить полный пакет разрешительной документации в разумные сроки просто невозможно. Часть денег отстёгивается именно в виде взяток («чёрным налом»), а часть – вполне легально – квартирами в будущем доме. Так за оформления технических условий на подключение электроэнергии легально забирают квартиры, ещё квартиры – за канализацию, ещё квартиры – за подвод воды. А ещё есть газ, подземная автостоянка (которую надо согласовывать) и прочее и прочее. Дело в том, что деньги проходят столь длинный путь до начала муниципального строительства, что спрятать их в этой длинной дороге не представляет никакого труда. И никакая Счётная палата не докопается. Дескать, продавали элитное жильё через агентства недвижимости, а те, берут комиссионные. А сколько реально берут, а сколько под столом возвращают «взад», понятное дело, никто не знает. Дальше деньги проходили через кучу банков. Там тоже комиссионные. Далее коммерческий застройщик. Он тоже хочет денег нажить. А сколько он наживёт реально, а сколько отдаст в виде «отката»? Риторические вопросы…
Вот теперь вы сами видите ответ на главный вопрос: может ли быть в принципе дешёвое жильё?
«Оппонент: Таким образом, при нынешней организации исполнения нацпроекта “Доступное и комфортное жильё – гражданам России”, покупка квартиры в нашей стране – удовольствие только для богатых, а среднестатистический россиянин о доступном жилье может только мечтать.
А.Корниенко: Прежде всего, вернуть в строительство ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ! Могут спросить: а зачем? Всё очень просто. Государственная строительная компания, при правильной организации, разумеется, не будет «отстёгивать» всяким полурекетирским-полугосударственным структурам безумные «откаты». Она просто спокойно пойдёт в такую же государственную проектную организацию, которая по фиксированным расценкам выполнит полный проект и получит все необходимые согласования на подключение воды, газа, электроэнергии, канализации, отопления и прочего. Далее строительная компания спокойно построит здание, а такая же государственная структура, созданная при городской управе часть жилья бесплатно распределит очередникам (при этом к рукам проходимцев, ничего не «прилипнет»), а часть спокойно продаст прямым покупателям, а не бесконечным посредникам, наживающимся на перепродаже квартир.
Кроме того, по убеждению фракции КПРФ в Государственной думе решить эту проблему можно следующим образом. За счет бюджетных средств должно быть организовано строительство так называемых социальных жилых домов, соответствующих всем требованиям комфортного жилья, квартиры в которых могут приобретать только граждане с низкими доходами (работники здравоохранения, учителя, преподаватели ВУЗов и средних специальных учебных заведений, военнослужащие, госслужащие средней категории, работники производственных отраслей реального сектора экономики). Причем в первую очередь коренное население того региона, где ведется строительство.
«Оппонент: Что для этого необходимо?
А.Корниенко: 1. Выделение земельных участков застройщикам под строительство объектов гражданского либо промышленного назначения осуществлять с условием строительства социальных жилых домов за счет бюджетных средств по фиксированной цене. Оформление земельных участков под строительство этих домов должно производиться исполнительной властью региона и передаваться застройщику с полным инженерным обеспечением. Затраты по созданию таких земельных участков должны финансироваться за счёт средств федерального и региональных бюджетов и не должны включаться в стоимость возводимого жилья.
Утверждение актов приемки в эксплуатацию объектов застройщика органами исполнительной власти должно осуществляться после, либо одновременно с приемкой в эксплуатацию социальных жилых домов.
2. Осуществлять строгий контроль за сроками сдачи в эксплуатацию таких домов.
3. Местные органы власти должны вести строгий учет очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категориям проживания, в зависимости от благоустройства жилья, обеспечения жилой площадью на одного члена семьи, дохода на одного члена семьи.
4. Кредит для покупки квартир в указанных домах должен предоставляться гражданам под 5% годовых под залог приобретаемой по очереди квартиры.
5. Расширить возможности индивидуального строительства жилых домов, особенно в небольших городах, поселках городского типа и в сельской местности, для чего необходимо:
– создать мощности территориальных строительно-монтажных организаций в районах концентрации строительства.
– развивать сеть мобильных подрядных организаций и передвижных инвентарных баз.
– земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов должны оформляться местными органами власти с полным инженерным обеспечением за счет средств федеральных и местных бюджетов и предоставляться собственникам домов бесплатно.
На наш взгляд эти меры позволят реализовать в короткие сроки приоритетный национальный проект “Доступное и комфортное жильё – гражданам России”.
Беседовал Дмитрий Терехов
Предоставлено редакцией издания “Левый марш”