О защите прав потребителей при оказании услуг в культурно-досуговой сфере

В своих правах мы, потребители, более-менее осведомлены по части торговых или коммунально-бытовых услуг, а вот при получении услуг в культурно-досуговой сфере большинство населения – полные профаны. Хотя, наверное, и здесь должны существовать какие-то стандарты, как, например, ГОСТы в бытовой или продовольственной сфере. Но, увы, соответствующих регламентов нет. Есть федеральный Закон «О защите прав потребителей», действие которого, оказывается, распространяется и на культурно-досуговую сферу.

Если артист «под шофе»

Правда, в некоторых регионах России и даже муниципалитетах разработаны свои, местные положения, конкретизирующие этот Закон, но и ими пользуются довольно редко. Почему?

– Во-первых, относительно своих прав в этой сфере население абсолютно безграмотно, – говорит руководитель Ульяновского центра защиты прав потребителей Григорий КАЛЕНОВ. – Во-вторых, представьте себе такую ситуацию. Вы, скажем, свои права знаете – и что? Например, остались вы недовольны качеством показа фильма в кинотеатре, билет на который стоит 200 рублей. Согласно Закону, подаете в суд. А в суд, как минимум, два раза нужно придти. А это время, это нервы! Поэтому плюнет потребитель на всю эту канитель (здоровье дороже!) – и шагает себе дальше, проглотив обиду…

На памяти Григория Каленова были только два случая, когда ульяновские зрители были недовольны качеством культурно-досуговых услуг. Первый случай – это когда во время концерта певца Бутузова артисты, в том числе и сам солист, вели себя неадекватно, мягко говоря, были навеселе. В тот раз возмущенным зрителям часть денег, заплаченных за билеты, была возвращена, и на этом все закончилось.

– Другой случай, – продолжает Григорий Каленов, – произошел после одного из концертов в Мемориале, организаторы которого обещали целое созвездие певцов, а вместо это – не выставили и половины артистов, да и те также, как и бутузовцы, были «под шофе». Билеты на концерт стоили по 2 тысячи, и ради такой суммы, как говорится, стоило побегать по судам, тем более что – и компенсация за моральный вред полагалась! По этому поводу к нам обратилась женщина, с просьбой защитить ее права. Но пока мы готовили иск в суд, организаторы концерта, узнав о судебном разбирательстве, полюбовно решили проблему, встретившись с истицей, и заплатили ей все, что она требовала. И, может быть, даже значительно, больше. Потом был еще зритель-мужчина, который также предъявил претензии к организаторам этого концерта. И опять такая же история – заплатили кулуарно, с условием не предавать огласке эту сделку. Почему? Представьте себе, если бы все зрители (а Большой зал Мемориала вмещает более тысячи человек), зная свои права, обратились в суд? Что бы было?..

Руки не дошли

В последнее время, в связи с активным развитием культурно-досуговой сферы в Ульяновске, организаторы и владельцы развлекательных клубов, танцзалов и дискотек, под предлогом безопасности, повсеместно вводят у себя так называемый фейс-контроль. Безопасность зрителя – дело, конечно, важное, но как быть, если при фейс-контроле тебя чуть ли не обыскивают, нарушая при этом все допустимые нормы и права?

Григорий КАЛЕНОВ:

– Это незаконно! У нас вообще такого понятия, как фейс-контроль, нет. Это, в основном, клубные выражения, а у клуба есть свои правила: вот если вы – член клуба, то у вас должен быть членский билет. Показали его – и идите беспрепятственно! Но если это публичное мероприятие, то, извините, никто не вправе вас останавливать и каким-то образом проверять. Должны быть соответствующие положения и правила, разработанные законодателями, а их – нет. Не дошли до них пока руки у тех, кто должен этим заниматься. Почему?

А все потому же! Поскольку нет давления «снизу» – со стороны юридически «неподкованного» населения, то и «сверху» – наши депутаты в Госдуме, и чиновники в правительстве не спешат заниматься всеми проблемами, которые год за годом накапливаются в разрастающейся индустрии развлечений. Кроме того, есть такое понятие, как «лоббизм», особенно в той сфере, где крутятся большие деньги. А в сфере культурно-досуговой – они такие огромные, что вряд ли их кто-то сможет подсчитать!

Хотя бы ради принципа

Для сведения читателей сообщаем: качественное предоставление культурно-досуговых услуг характеризуют – эстетичность, комфортность, социальная адресность, точность, своевременность, актуальность и безопасность. А если некоторые из этих критериев не соблюдены? Куда обращаться с претензиями?

– Обращаться с претензиями в ту кассу, – говорит руководитель Ульяновского центра защиты прав потребителей Григорий КАЛЕНОВ, – где были приобретены входные билеты: с письменным заявлением в двух экземплярах, на имя руководителя той организации, которая эти билеты распространяет (на каждом из них есть такой штампик). Один экземпляр отдаете в кассу, другой (с обязательной надписью, что претензия принята) оставляете себе. Как правило, такие бюрократические «проволочки» действенны – проблема разрешается. Если нет, то подавайте иск в суд, если, конечно, готовы идти до конца, даже если сумма не велика. Хотя бы ради принципа.

Сергей АЛЕКСАНДРОВ