Порой прямо на глазах происходят явные нарушения в сфере бизнеса или посягательства на них. Но на борьбу с ними почему-то не хватает времени. Особенно предприимчивые начинают этим пользоваться и настолько входят в азарт, что, кажется, не обращают внимания на официальные запрещения. ЧП Охотников пытается действовать именно по такому принципу. А неопределенность действий прокуратуры этому только способствует.

Свой бизнес по сбору и переработке мусора он начал в 2005 году в городе Инза Ульяновской области. И уже вскоре после начала деятельности фирмы Николая Охотникова этот малый город перестал быть одним из самых чистых, коим был прежде. Сначала предприниматель взял в аренду большую инзенскую городскую свалку, а к 2007 году арендовал и все отхожие места не только в районном центре, но и в окрестных поселках.

Дело в том, что работа данного ЧП осуществлялась с серьезными нарушениями. Мусор, свозимый на свалку, не подвергался необходимой сортировке, а просто сжигался как есть без разбору, от чего сильно страдало соседнее село Репьевка. В итоге за пару лет такой некачественной утилизации отходов инфраструктура по уборке города была настолько уничтожена, что остались лишь единицы полноценных мусорных контейнеров. Кругом вспыхивали стихийные несанкционированные свалки. Сама же инзенская городская свалка превратилась не только в очаг экологического бедствия, но стала местом захоронения «подозрительных» отходов.

Прокуратура заинтересовалась деятельностью ЧП Охотникова. В ходе проверки было установлено, что бизнесмен не имеет лицензии на утилизацию отходов, то есть действует незаконно. А между тем, наибольшая часть дохода (ежегодный оборот составлял около 20 миллионов рублей) шла не от перевозки мусора на свалку, а как раз от его утилизации, на которую отсутствует разрешение. К тому же фирма не обладала всем объемом необходимой техники. Сам собой напрашивается вопрос: поскольку это бизнес в социальной сфере, а значит инзенские чиновники знали об отсутствии лицензии – почему и кем тогда были пролоббированы интересы фирмы Охотникова?

Тем не менее, после проверки было заведено дело по статье «незаконное предпринимательство без специального разрешения». Дело завели, однако до конца так и не рассудили. То ли по недогляду, то ли еще почему. Предприниматель так и не понес должного наказания ни за нарушение природоохранного законодательства, ни за получение незаконной прибыли.

Из Инзы Охотников ушел, отделавшись малой кровью. Но вскоре взялся «осваивать» новые территории. Действуя по той же схеме, он арендовал земельный участок отработанного песчаного карьера у села Баратаевка. И опять же предварительно не оформил разрешительной документации, и опять же способы утилизации оставляли желать лучшего. Мусор без сортировки валили в карьер.

Отходы успешно валились в карьер. Перерабатывались абы как. Месторождение песка загрязнялось быстрыми темпами. Можно только предполагать, какой непоправимый ущерб все это нанесло экологии. Также сложно подсчитать и то, сколько налоговых средств утекло мимо государственной казны в карман ловкого предпринимателя. В конце 2008 года Госэкоконтроль пресек его деятельность и приостановил размещение отходов в карьере. Однако Охотников попытался оспорить это решение в областном суде. Предприниматель дело проиграл, и запрещение остается в силе. Но Охотников не собирается останавливаться и настойчиво продолжает стараться оформить разрешение на размещение отходов в Баратаевке.

Если ему это удастся, то песчаное месторождение окажется в бедственном положении. Этого нельзя допускать. Мусорный бизнес должен служить уборке территории области, а не приносить ущерб окружающей среде. Страшный парадокс – жертвовать экологией ради размещения отходов, когда есть возможность осуществлять уборку цивилизованным образом: в подходящих для этого местах и с использованием должной техники и оборудования.

Между тем, работе фирмы Охотникова также отдан целый Железнодорожный район. Однако с методами и потенциалом этого ЧП можно вообразить продуктивность такой деятельности. Впрочем, что воображать – можно просто посмотреть. Горы бытовых и пищевых отходов у каждого подъезда. Мусорные «катакомбы» за домами. Гниение, вонь, крысы… Очевидно, что фирма Охотникова просто не в силах справляться с очисткой этого достаточно большого района. А ведь когда-то прежде Железнодорожный район был одним из самых чистых и ухоженных территорий Ульяновска. До того самого момента, пока городские власти не начали играть с тарифами по вывозу мусора, сделав их в итоге экономически невыгодными. В результате, тольяттинская экологическая фирма «РемФакт», занимавшаяся уборкой, была вынуждена покинуть город – естественно, вместе с техникой. Адекватной замены качеству их услуг и самого оборудования власти найти не удосужились, а сбагрили район в руки Охотникову, который при всем желании добросовестно сработать не сможет.

Смотреть на происходящее просто смешно и противно. Почему суд не довел дело по незаконной деятельности ЧП Охотникова в Инзе до логического завершения? Каким таким веским аргументом были перевешаны все факты его нарушений? Почему прокуратура теряет «живой интерес» к этой фирме? Если закрывать глаза на такие серьезные нарушения закона, они будут разрастаться дальше – и Охотников будет продолжать получать свои миллионы, и новые «охотниковы» непременно народятся.

Прокуратура не должна останавливаться и закрывать это дело. Необходимо препятствовать попыткам незаконной деятельности, наносящей ущерб экологии области. Всякие преступления должны наказываться. Преступления они есть преступления. Неважно, в чем они – невыполнение обязательств, загрязнение окружающей среды, угроза здоровью и экологии. Остается надеяться, что областная власть, ФСБ и областная прокуратура, в ведении которых находится надзор за экологической безопасностью региона, возьмут под свой строгий контроль деятельность ЧП Охотникова и примут к нему соответствующие меры.