С 3 февраля вступила в должность заместителя главы города по социальным вопросам Светлана Алексеевна Кожухова, возглавлявшая управление образования. Первое интервью в новой должности она дала нашему корреспонденту уже 6 февраля. Несмотря на такой короткий период работы заместителем, у Светланы Алексеевны уже есть предложения по изменению деятельности служб и ведомств, входящих в ее компетенцию, для улучшения их работы в интересах горожан
Координация социальных вопросов
– Я хочу начать наш разговор с поправки. В прессе прошла информация, что я на посту заместителя главы города по социальным вопросам также буду продолжать вести и образование. Это не так. Я не работаю в двух должностях. Вопрос о кандидатуре начальника управления образования сегодня открыт. До его решения исполняет обязанности начальника управления образования заместитель Марина Петровна Хуртина.
– Светлана Алексеевна, за какие сферы жизнедеятельности города вы отвечаете?
– Кроме образования это медицина, культура, спорт, общественные организации, работа с молодежью, социальная защита населения. Так как я много лет проработала в дополнительном образовании, то мне близки вопросы и культуры, и спорта, потому что их детские учреждения тоже относятся к дополнительному образованию.
Теперь что касается медицины. Свою работу я начала с того, что преобразовала и расширила сферы деятельности отдела координации по работе с общественностью. Сегодня это отдел координации социальных вопросов. Вводится ставка главного специалиста по работе с медицинскими учреждениями города. Ранее у нас было управление здравоохранения, в котором работало восемь человек. Сегодня вся городская медицина входит в состав Федерального медико-биологического агентства. Но проблемы горожан, связанные с медицинским обслуживанием, остались. За два года не уменьшилось количество обращений граждан по этому поводу в городскую администрацию. Необходимы сбор и анализ информации по данной теме. Этим и займется главный специалист по медучреждениям.
Весь отдел возглавляет Евгения Александровна Марыкова. Ее основное направление – общественные организации (их в городе больше 120) и профсоюзы. В 18 профсоюзных организациях состоят более 23 тысяч человек. Чуть ли не одна шестая населения Димитровграда! Хотелось бы, чтобы пресса уделяла больше внимания нашим профсоюзам.
Третий сотрудник отдела – Наталья Михайловна Пысина. Она курирует территориальные органы самоуправления, товарищества собственников жилья, а также реализацию городской целевой межведомственной программы демографического развития, в которой участвуют ЗАГС, роддом, женская консультация, а также два управления – образования и по делам культуры и искусства.
Оптимизация образования
– Наша газета подробно рассказывала о процессе оптимизации учреждений образования, проводимой в течение двух последних лет. Она завершилась?
– В основном да. Сегодня в городе 54 образовательных учреждения: 32 дошкольных, четыре – дополнительного образования и 18 школ. В этом году предстоит слияние вечерней (сменной) школы №15 со школой №4, которая заполнена всего на 60 процентов от проектной мощности. Но я против того, чтобы под одной крышей было два хозяина. Вечерняя школа станет структурным подразделением четвертой школы. Общее руководство будет осуществлять ее директор, а бывший руководитель школы №15 займет должность заместителя по структурному подразделению.
Я объясню, почему принято такое решение. Дело в том, что изменилось законодательство. Раньше учителя вечерней школы вели уроки в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Теперь такие колонии переходят в федеральное ведомство. В них откроются свои школы с федеральным финансированием. За счет того, что из школы №15 уйдут «колонисты», сократится ученический контингент. А вы знаете: сколько в школе учеников, столько у нее и денег. В настоящее время в Устав четвертой школы вносятся изменения. Переезд туда вечерней школы назначен на июнь 2009 года.
И еще такой момент. Мы начали ревизию подростковых клубов. Их в городе 14. Смотрим разноплановость кружков и спрос на них у детей. Наша задача – выбрать из общего числа самые популярные у ребят клубы и перевести их из подвалов и цокольных этажей в хорошие помещения, сохранив при этом контингент ребят и профиль занятий.
С мая по сентябрь этого года учреждения дополнительного образования будут проходить процедуру аккредитации. Одно из главных ее условий – это заключение Роспотребнадзора о соответствии помещения требованиям работы с детьми. Я надеюсь, что реорганизация подростковых клубов пройдет безболезненно. Всем освободившимся педагогам будет предложена работа либо в других клубах, либо в школах.
Опять про очередь
– Светлана Алексеевна, какая сегодня очередь в детские сады?
– Она по-прежнему держится в пределах 700 мест. Пока неизвестно о дальнейшем финансировании областной программы дошкольного образования, рассчитанной до 2010 года. Если финансирование сохранится, то мы сможем ввести в эксплуатацию пристрой к детскому саду №45. По скорректированному плану он должен быть сдан в 2009 году. Это даст 80 мест. И начнем в 2010 году строительство пристроя к школе №26, что даст еще 100 мест. Но, повторяю, это при условии финансирования областной программы.
– А если оно прекратится?
– Мы ищем другие пути открытия дополнительных мест. Начали ревизию физиотерапевтических кабинетов в детских садах. Выяснилось, что во многих садах они или не работают, или оборудование сильно устарело. У физиотерапевтических кабинетов нет ни лицензии, ни специалистов. За счет их закрытия мы сможем создать еще несколько групп.
На 2009 год стоит задача – провести работы по ремонту медицинских кабинетов, приобрести новое оборудование и получить лицензии.
Исключить дублирование
– Как и в образовании, примерно такая же задача стоит перед спортивными учреждениями. Мы проведем ревизию в подростковых клубах спортивного направления, а они в большинстве тоже располагаются в подвалах. И если секции посещают много ребят, то такие клубы будем приводить в порядок. Тем более что в Ульяновской области идет Год здорового образа жизни. Есть и другие варианты – переведем секции в школы или в ФОКи.
До недавнего времени в спортивной отрасли стояла серьезная проблема: учредителем спортивных организаций, например, таких, как Дворец спорта «Дельфин», школа бокса, была администрация города, а спорткомитет занимался координацией их работы лишь отчасти и чуть ли не упрашивал где-то поучаствовать. Только в июле прошлого года спорткомитет стал учредителем спортивных организаций. Сегодня мы должны исключить дублирование работы в спортивной сфере, необходимо взаимодействие. А то получается, что в один и тот же день и в то же время в городе проходят соревнования по плаванию, боксу и другим видам, где часто участвуют одни и те же дети. Как им поступать? И как в этой ситуации быть болельщикам?
Ощущение праздника
– Светлана Алексеевна, в последние годы, особенно в 2008-м, в учреждениях культуры проведен основательный ремонт…
– Это в крупных учреждениях. А некоторые маленькие библиотеки нуждаются и в ремонте, и в улучшении материальной базы.
– Что вы думаете о большом количестве городских мероприятий?
– Готовится годовая цикло-грамма культурных мероприятий, после чего мы посмотрим, какие являются важными, интересными и нужными и в воспитательном, и в эстетическом плане, а от каких можно и отказаться или проводить их, например, в масштабах микрорайона. У людей должно сохраняться ощущение праздника. А праздник каждый день, к сожалению, не бывает.
– Не секрет, что именно Центр культуры и досуга «Восход» несет на себе основную нагрузку по проведению городских мероприятий и занятий детей и взрослых в различных коллективах. Есть ли возможность вести эту деятельность и в НКЦ?
– Об этом говорится давно, но только говорится. Есть немало ведомственных и других преград. Мое мнение такое, что Научно-культурному центру нужен хороший менеджер, который будет решать и вопросы содержания огромного здания, и проведения городских мероприятий, и занятий различных творческих и научных объединений, и приглашения известных, любимых горожанами артистов эстрады, кино и крупных музыкальных коллективов.
Занять безработную молодежь
– Какой вы видите молодежную политику в городе?
– При беседе со мной глава администрации города Игорь Александрович Самойлов рекомендовал обратить особое внимание на работу, извините за тавтологию, с работающей молодежью. Школьниками занимаются управление образования, управление по делам культуры и искусства, спорткомитет. У студентов тоже своя организованная деятельность через студпрофкомы. А комитет по делам молодежи должен в большей степени заниматься работающей молодежью. Мы не можем сегодня не говорить о кризисе. И если случится так, что при массовом увольнении начнут с молодых людей, не имеющих большого профессионального опыта, то уже сегодня надо знать, чем их занять.
Чтобы было интересно детям
– Продолжая тему занятости, хочу рассказать о работе штаба «Каникулы» (он раньше назывался «Лето»). Я собираюсь перестроить его работу. Вы знаете, что в штаб входит около 20 различных ведомств. И он в течение всего периода работы каждый раз собирался в полном составе. Но зачем, к примеру, сидеть на заседаниях пожарным, если решаются сугубо медицинские вопросы? Это не нужно и не эффективно. Теперь мы будем вести деятельность по рабочим группам. А если возникнет необходимость в каком-либо специалисте, мы пригласим его на заседание.
Я очень надеюсь на то, что удастся перестроить работу летом, чтобы было, опять же, взаимодействие между ведомствами. А то получалось так, что мы задействовали и оздоравливали в течение каникул одного ребенка несколько раз, а других ни разу. Наша цель – как можно больше ребят занять летом, причем видами деятельности, интересными детям, а не удобными для нас.
В июле этого года мы решили возродить смену «Одаренные дети» в лагере «Юность». Чтобы она была насыщенной и увлекательной для ребят, пригласим поработать в ней кроме сотрудников лагеря педагогов дополнительного образования. У них огромный потенциал. Прошлым летом я была на скаутском слете «Джамбори» и видела, какой прекрасный отдых для детей организовали в том числе и педагоги дополнительного образования. К смене «Одаренные дети» хотим привлечь и туристов. Для спортсменов разобьем на территории «Юности» палаточный городок.
– Кто еще кроме юных спортсменов сможет участвовать в этой смене?
– Одаренные дети из школ искусств и музыкально-хоровой школы «Апрель», из детской художественной школы и ребята, проявившиеся себя в различных направлениях жизни общеобразовательных школ.
Более подробно о перспективах на летние каникулы, а также о деятельности других социальных сфер города мы поговорим с вами в следующей беседе.
Ирина РОМАНОВА