Только что добрался до «скандальной» в масштабе города статейки в «Нью Йорк Таймс». Сухой, профессиональный текст. Относительно невинный. Естественно, некий Андрей Трезвин «теперь не поддерживает Кремль» и прочие как бы мелочи. Но.

Год назад вот здесь на примере одного номера журнала «Эсквайр» я демонстрировал пример информационной сетевой войны с Россией. Соратники тему широко разбросали в интернете – она была какое то время в тройке самых обсуждаемых на Яндексе. В основном визг в ЖЖ стоял по поводу нашей «паранойи», хотя потом все предположения по технологии производства журнала полностью подтвердил в своём блоге Александр Архангельский. Абсолютно то же самое и здесь. Всё как бы правда. Всё с примерами, статистикой и прямой речью наверняка реальных людей. Однако. Структура, тон, акценты, общая атмосфера – всё откровеннейшим образом говорит о том, что материал в структурообразующей своей части написан еще до того, как автор сел на самолёт. Написан в голове автора, прописан в редакционной политике NYT, полностью задан информационной политикой США, которую задает, в свою очередь глобальное противостояние двух держав, двух основ, двух непримиримых мировоззрений. Материал при всей своей формальной «нейтральности» абсолютно «против». Против нас. В тексте – нуль позитива, нуль «лучей в нашем «тёмном» царстве. Нуль перспектив у единственного областного «рыцаря-Джедая» Саши Брагина. Никогда он не прорвётся сквозь недемократичных силовиков и косные массы. Народу только хуже. Он уже почти против, но инертен. Сухой голос науки подпевает: «всё плохо». Цитаты подобраны и поданы таким образом, что иного вывода сделать просто не получится. Оговорка высокого рейтинга президента и премьера немедленно перечёркивается информацией о том, что они полностью контролируют новости. Альтернатива голосом Козина дана в оркестре голосов и в контексте так, что только подчеркивает: ЗДЕСЬ. ПЛОХО. ВСЁ.

«Информационная война — это целенаправленное обучение врага тому, как снимать панцирь с самого себя». Меня поражает интеллигенция. Не обязательно совсем уж либеральная. У тех совсем клиника. Периодически, когда в текстах ли, в разговоре я начинаю говорить о ведущейся информационной войне, рассказываю о каких то приёмах, привожу примеры, эти люди переходят на снисходительный тон и продолжают разговор в духе покручивания пальцем у виска. «Да кому мы нужны». Вы – действительно никому. Просто потому, что засрав мозг информационным шумом при полной некомпетентности позволяете себе эту предебильнейшую позу всезнаек. Пацаны, дело не в уважении к накопленным кем то знаниям и опыту в информационной сфере. Дело не в том, что в учебниках для начинающих давно прописана ключевая роль информационной войны на уровне международных отношений (посмотрите на последнюю израильскую войну или нашу Осетию). Но примите во внимание хотя бы то, что факт ведения информационной войны давно всеми, в том числе любимым вами «цивилизованным Западом» признан. Признан настолько, что в открытый доступ и общее пользование выпущены технологии. Хоть того же потасканного Шарпа. А всем остальным, кто способен думать или хотя бы относиться к информации серьёзнее хочется сказать: относитесь к тому, что поступает в Ваши головы максимально критично. Война за умы и души велась всегда, но сегодня она становится зачастую ключевой в противостояниях всех уровней. Очень не хочется, чтобы повторялись уроки «перестроек».

В качестве постскриптума хочется привести еще одну реплику. Недавно попался материал с образцами фашистской фальшивой газеты «Правда». Был удивлён тем, насколько идентична газета по своей структуре и применяемым технологиям образцам, выпускаемым под выборы сегодня. Отличие между этим агитформатом и материалами уважаемых газет я вижу только одно. Пропаганда работает массированно в ограниченный период времени. Ей нужно максимально агрессивно за короткий срок (будь то выборы или война) точечно обработать мозг врага или избирателя. NYT, в приведенном выше примере, работает на более протяжённых отрезках. Но суть не меняется. Цель в обоих случаях одна – манипуляция.