Майнская земля дала не только области, но и миру двух Героев Советского Союза – Ивана Петровича Мытарева и дважды Героя знаменитого лётчика Ивана Семёновича Полбина, четырёх Героев соцтруда, среди которых Василий Афанасьевич Яковлев, под руководством которого Майнский район шагнул далеко вперёд во всех отраслях народного хозяйства: в строительстве, сельском хозяйстве, социальной сфере. По многим показателям район был большим примером для других.
В настоящее время по местному радио можно часто слышать громкие рапорты начальника Управления сельского хозяйства и продовольствия о дутых достижениях района, который собрал якобы, за все годы перестройки рекордный урожай -104 тонны зерна. «Как планировали, так и получили», – выразился Александр Николаевич. Однако названная цифра сомнительна, ведь на Майнском элеваторе обычных очередей машин с зерном не было, как не было их и на автотрассах, ведущих к элеватору. Выровский и Маинский хлебоприёмные пункты и вовсе не работают, потому что они разрушены. Да и вряд ли сто тысяч с лишним тонн зерна возможно разместить в развалинах оставшихся от колхозов и совхозов складах. Мы решили проверить, как восстанавливаются молочные комплексы в Уржумском и Загоскине. В своё время уважаемый Александр Николаевич утверждал, что там будут открыты комплексы по содержанию 1200 коров в каждом с отправкой по 50 тонн молока ежедневно в город, а также на внутренние расходы на местные нужды для выпойки телят- в пределах пяти-десяти тонн в сутки. Следовательно, валовой надой должен быть не менее 60 тонн, а среднесуточный надой от коровы 50 кг. Так что здесь сильно попахивает маниловщиной и глубоким незнанием животноводства. При выезде из Ульяновска в сторону Майны нам попались попутчики до Уржумского. Это бывшие колхозники, которые превратились в результате перестройки в рабочих, которые теперь шабашат в городе и сильно сожалеют о привычном им крестьянском труде. Мы спросили их, как обстоят дела с Уржумским комплексом, на что они ответили: «Вся механизация уничтожена, производственные здания разобраны, а кирпич и металл продан. Поломаны на кирпич бывшие свинарники, продан трактор К-700. В полеводстве дела обстоят всё хуже и хуже. Для местных жителей работы нет».
Жители Абрамовки тоже недовольны сложившимся положением: молодёжь разъезжается кто куда, и в сельском хозяйстве образовался огромный дефицит.
Ремонтно-техническое предприятие в Майне отдаёт концы, Агроснаб продаётся, сельхозхимию растащили. Правда в райцентре появилось прекрасное торговое здание «Пятёрочка» с великолепным набором продуктов. Вот только из-за дороговизны товаров покупателей в супермаркете почти нет. Строится плавательный бассейн. На выезде из майны строится объект по продаже автозапчастей. Это двухэтажное здание из кирпича …от разобранных животноводческих помещений.
Похоже, продажа запчастей даёт неплохую прибыль.
На нашем пути село Сосновка. Животноводческие помещения здесь дорастаскиваются. В полеводстве результаты такие: местные жители даже не знают, кто обрабатывает землю. Урожаи низкие, а для местных жителей рабочих мест тоже нет, поэтому народ разбегается, извините за сравнение, как тараканы, Никаких перспектив не видно и на горизонте.
От Сосновки до Игнатовки ехала женщина, чтобы поставить печать на справке, – Игнатовка – центр сельского поселения. Она была не уверена, что застанет главу поселения на месте, и тогда придётся уехать восвояси без печати. Поэтому печали селянки не было предела.
Игнатовка из приличного рабочего посёлка превратилась в неопрятное село, похожее на свалку. Фабрика имени Степана Разина прекратила свою деятельность, поэтому жилые дома, принадлежащие фабрике, разрушаются на глазах. Наводить порядок в посёлке стало некому.
Из Игнатовки до Загоскина с рынка ехали женщины, торговавшие здесь мясомолочными продуктами. По дороге они рассказали, что на молочном комплексе ничего не делается, никакие ремонтные и восстановительные работы не ведутся., хотя разговоры об этом идут уже четвёртый год, в то время, как А.Н. Дорофеев заверял, что восстановление Загоскинского молочного комплекса уже начато.
Остановочный павильон в Загоскине такой же неряшливый, как и год назад. Здесь выдраны дверь и оконные проёмы.
На машинном дворе стоят пять новейших зерноуборочных комбайнов. Попавшийся механизатор рассказал, что уборку урожая в прошлом году они провели очень быстро. Завершив работу у себя, они убрали зерно в Анненкове и Сосновке. Но почему-то положение в хозяйстве совсем не радует народ, хотя, как должное, нужно отметить, что в полеводстве уровень урожая достиг 15-20 центнеров с гектара. 000 «Большое молоко» рассчитывается с крестьянами за использование земельных паев. В достатке удовлетворена потребность крестьян в кормах, Всё это хорошо, но рабочих принимают мало, да и техника используется малоэффективно. Осенью была прекрасная возможность вспахать все Загоскинские земли. Но пашня освоена лишь в пределах 60%. Жители сёл не перестают ожидать рабочие места на молочном комплексе, а их всё нет и нет, В общем, дальше разговоров дела не идут, и народ не видит никакого просвета. Название «Большое молоко» по-прежнему себя не оправдывает, потому что нет и малого.
В связи с этим крестьяне задали вопрос заместителю учредителя ОАО «Ульяновскмолпром» Мамыкину К. В.: «Константин Владимирович, почему название не оправдывает себя?» На что был дан ответ: «Не знаем, кто дал такое название, и узнать, как дела с производством молока, пока не удаётся никому».