На этой неделе в «NEBOLSHOM театре» (ТЮЗе) проходили гастроли Юго-осетинского драматического театра имени К. Хетагурова из Цхинвала.

Пережившие «горячий август» прошлого года артисты своим спектаклем «Юлий Цезарь» дают возможность зрителям сделать переоценку ценностей, на новом уровне понять, что есть Жизнь, Смерть, Счастье…

Эксклюзивное интервью корреспонденту «УС» дал художественный руководитель театра, министр культуры Республики Южная Осетия Тамерлан Дзудцов.

-Тамерлан Ефимович, что происходило с Вашим театром во время августовских событий?

– Накануне мы готовились к переезду в отремонтированный Дом культуры Совета профсоюзов (наше театральное здание сгорело в 2005 году). В обновленное помещение Дома культуры уже было завезено оборудование, и начался его монтаж. Думали проводить репетиции, а для зрителей открыться в сентябре. К сожалению, началась грузинская агрессия. Наше здание, как и многие другие, оказалось разрушенным. Артисты были в шоке. На гастролях в Цхинвале тогда находился театр из Приднестровья. Первого августа его труппа дала спектакль, а ночью был такой обстрел, что мы сказали: «Ребята, уезжайте, дать гарантию вашей безопасности не можем…».

– Как еще война отразилась на театре?

– У Сослана Бибилова в танке погиб брат. Кто-то из актеров был в ополчении, воевал на линии фронта, кто-то оказывал помощь жителям Цхинвала. Мне пришлось заниматься эвакуацией детей из города. Так что наш мирный театр превратился в театр военных действий. Все силы были брошены на защиту Отечества. Конфликт, надеюсь, уже навсегда закрыт благодаря военной помощи России. Мы почувствовали себя действительно защищенными после признания нашей республики Вашей страной.

– Какой урон нанесла война культурному наследию Южной Осетии?

– Нет ни одного памятника, который бы не был разрушен в той или иной степени. Бесценным для нас был дом-музей Василия Абаева. Он утрачен, а вместе с ним уничтожены и личные вещи, рукописи этого филолога, лингвиста, ирановеда международного значения, академика академий наук разных стран. Мы полностью потеряли старую часть Цхинвала. Это был заповедный район города. Уничтожен единственный на Северном Кавказе органный зал вместе с органом. Но оставшиеся без крова творческие коллективы республики продолжают работать. По сути, мы сейчас осуществляем операцию «Феникс», чтобы возродиться из пепла. Играем, несмотря ни на что. В октябре прошлого года нас пригласили в Рязань на фестиваль «На пороге юности». Это здорово подняло наш дух. Потом позвонили из Волгограда, после чего мы съездили туда. И вот теперь – Ульяновск. Еще в Рязани к нам подошел руководитель Ульяновского ТЮЗа Эдуард Терехов и сказал, что наш спектакль «Юлий Цезарь» нужно обязательно показать ульяновцам.

– Знаменитое изречение гласит: «Когда говорят пушки, искусство молчит». В Вашем случае происходит противоположное?

– Из 20 спектаклей, которые у нас были в репертуаре, мы можем показывать только один. «Юлий Цезарь» не требует сложных декораций и костюмов. В нем мы «хулиганим» по поводу войны. Для драки вместо оружия персонажи используют… подушки.

– Вообще, чем может помочь искусство своему народу в такой ситуации?

– В 1992 году, когда Цхинвал подвергался интенсивному обстрелу, мы не прекращали спектакли. Играли комедию, после которой наши зрители шли в бой. От зала до площади, где гремели выстрелы, – метров 20. Я выходил на улицу, смотрел на все, что там происходило, и думал: «А Феллини такое даже не снилось…». Абсурд превратился в реальность. И любой абсурдный спектакль, который бы я мог поставить, был бы на самом деле более чем реален. Все перемешалось. Когда в разрушенный Цхинвал приехал Валерий Гергиев со своим оркестром из Мариинки и дал концерт, который мы назвали «Цхинвальский реквием», – это была потрясающая и необходимая реальность, которая поддержала дух осетинского народа. Гергиев одним только этим концертом сделал больше, чем сделали до того другие…

– От нас что-то зависит в этом мире?

– Есть ощущение, что мы, деятели искусства, не донесли до людей самого главного: нельзя жить без Веры, Надежды, Любви, без взаимопонимания между народами, без долга… Нужно ставить такие спектакли, чтобы достучаться до сердца каждого. Иначе будем находиться в вечном кризисе. Если хотя бы один зритель будет выходить из зала с пониманием, как надо жить, то мы достигнем желаемого результата.

– То есть Ваш театр теперь будет работать иначе?

– От нас сейчас ждут ответов на многие вопросы по поводу случившегося. Наш долг – не обмануть эти ожидания. Когда ты видишь ребят, которые едут защищать твой город, то понимаешь, что ты обязан, что ты уже должен. Хотя бы – сказать им спасибо, сказать, что их кровь была пролита не зря…

– В таком случае, какие пьесы сейчас могут быть близки Вашему театру?

– Одна из них сейчас пишется по поэме «Фатима» нашего осетинского классика Коста Хетагурова. Она – о любви, о том, как это чувство было пронесено через войну, через ожидания, страдания… Хочу, чтобы люди поняли, как прекрасен Кавказ. К сожалению, слово «Кавказ» часто вызывает тревогу, опасения. Но с осетинского оно переводится как «танцуй и пой». Надеюсь донести это, потому что мы умеем и любить, и танцевать, и петь, и дружить. Война – не для нас, мы не хотим братоубийства, а хотим жить и радоваться жизни.

– Так уж несправедливо сложилось, что культура чаще всего финансируется «по остаточному принципу». Вы как министр культуры Южной Осетии будете как-то препятствовать этому?

– Культура должна быть «визитной карточкой» любого народа. Нужно уметь убеждать политиков, что культура – это не досуг и развлечение, а дух и сознание народа. К тому же культура – один из факторов экономического развития. Хотите иметь развитую сильную экономику – займитесь культурой.

– У Вас есть программа на этот счет?

– После культурного геноцида со стороны Грузии, который начался с момента вхождения Южной Осетии в ее состав, мы не освоили и десяти процентов своего культурного национального богатства. Культуру нашу старались уничтожить. Достаточно сказать, что три раза нас вынуждали менять свою письменность. Перед осетинами закрывались все двери. Теперь появился шанс с помощью России, которая единственная из всех стран оказывает нам всестороннюю помощь, возродить наше культурное пространство. Создать условия для этого – наша задача.

– Какие плоды может принести сотрудничество с ТЮЗом в Ульяновске?

– Секретов раскрывать пока не будем. Есть задумки. Из всех вариантов выберем самые приемлемые для наших театров. Это будет, разумеется, спектакль. Не дом же нам строить. Хотя в результате, хочется надеяться, в сердцах людей появится своеобразный Дом дружбы народов.

Беседовала Ирина Морозова