Ульяновский школьник не хочет захватывать этот мир. У него более грандиозные планы.
Саша Седов – ученик восьмого класса лицея №40. Он скромный, спокойный, можно сказать, тихий мальчик, входит в состав творческой группы юных ученых «Солярис». Недавно написал программу, фактически являющуюся моделью, ни много ни мало, искусственного интеллекта. Свой проект Саша представил на Всероссийской научной конференции одаренных школьников, прошедшей недавно в Москве, на которой получил диплом III степени и множество различных, как он выражается, «побочных» наград. И вот светлая голова юного гения озарила «мрачные своды» редакции газеты «Вестник». Мы попросили Сашу объяснить простым смертным, в чем заключается суть его работы.
— Попробую, — вздохнул он. — Это средство для создания искусственного интеллекта. Оно основывается на нейросетях. Нейросеть – это такая конструкция, которая подобна биологическому мозгу человека. Я расширил понятие и воплотил задуманное, сделав два примера. В первом случае – это вычисление функции, исключающей «или» по двум логическим числам – «1», «0». А второе – распознавание летающих объектов по шести признакам.
— Эээ… Каких еще летающих объектов?
— Четырех: птица, самолет, планер и ракета.
— Как же он их распознает?
— Ну… Там строится сеть, несколько ее узлов вычисляют вероятности того или иного объекта, отдельный узел сети решает, какой из объектов наиболее правдоподобен в данной ситуации.
— Где это можно применить?
— Теоретически – везде. В задачах распознавания объектов, классификации их по группам. Мама мне приводила пример – до сих пор не создана программа, которая однозначно бы отличала кошку от собаки.
— То есть?
— (немного раздраженно) То есть на входе картинка, на выходе ответ – кошка или собака. Такой программы пока нет. Но не всегда нужно применять такие мощные средства. Например, функция, исключающая «или» — явно неудачный пример для такого мощного средства.
— Получается, это такая модель, которая, если ее дальше разрабатывать и применять, приведет к созданию того, о чем мы все так мечтали — искусственного интеллекта.
— Да, настоящего полномасштабного искусственного интеллекта.
— Сразу вспоминаются различные постапокалипсические художественные фильмы – «Терминатор», «Матрица»…
— Знаете, мне они тоже вспоминались. Я решил, что когда доведу систему до такого состояния, нужно будет приделать заглушку, чтобы она при введении определенного кода рушила всю систему.
— Насколько мощным и совершенным станет искусственный интеллект в отличие от человеческого? Каковы будут масштабы последствий?
— Честно говоря, не думаю, что искусственный интеллект, по крайней мере такая модель, может превзойти человеческий, поскольку я недалеко ушел от модели нейросети, и в любом случае мощность компьютера никогда не достигнет мощности человеческого разума.
— Может быть, искусственный интеллект будет более стабильным?
— Может быть. Во всяком случае, эта система будет эффективнее учиться на своих ошибках, чем человек.
— А зачем человечеству нужен искусственный интеллект?
— Не знаю. А зачем сначала изобрели счеты, затем логарифмическую линейку, потом компьютер?
— Твои дальнейшие планы – довести это дело «до ума?»
— Да, по крайней мере, еще год нужно продержаться.
— А потом?
— А потом надо делать другие проекты, более перспективные, может быть, даже не по информатике – по физике. Вообще, строить планы на будущее у меня плохо получается. Пойти в университет, учиться на мехмате, а дальше пока все в тумане.
— В какой университет ты собираешься поступать?
— Наверное, все-таки в МГУ.
— Чем ты еще занимаешься помимо создания искусственного интеллекта?
– Я не только информатикой занимаюсь – физикой с математикой очень увлекаюсь. Поступил в заочную школу по физике и математике при мехмате МГУ. Хожу в художественную школу.
— А художественная школа как с этим сочетается? Все-таки физики и лирики всегда считались антиподами.
— В обоих случаях нужно много воображения.
— Как у тебя получается рисовать? Так же хорошо, как создавать программы?
— Скорее, так же плохо. Создание программ – не самое лучшее, что я умею делать. Решать задачи по математике и по физике у меня лучше получается.
— Когда вырастешь, кем хочешь стать?
— Не знаю. Мама меня в физики прочит.
— Когда ты создашь искусственный интеллект, поставишь на него заглушку, то есть сможешь им управлять, что собираешься делать дальше? Нет ли в списке твоих планов пункта «захват мира»?
— Нет, конечно. Я не сумасшедший. Если этот мир захватишь, им потом нужно будет управлять (смеется). А это слишком сложно. Я мало видел людей, которые хотели бы править нашим миром. А вот тех, кто хотел бы править каким-нибудь другим миром, я видел много.
— Ты любишь фантастическую литературу?
— Да. Читаю Рэя Брэдбери, Кира Булычева, Стругацких, ищу и не могу найти Айзека Азимова. С недавнего времени интересуют Станислав Лем, Владислав Крапивин.
— Последнюю экранизацию романа Стругацких «Обитаемый остров» смотрел?
— Нет, не смотрел. Не хочу себя разочаровывать, если честно. Я видел рекламу и решил, что сам фильм смотреть не буду.
— Чем еще увлекается такой умный парень, как ты? Занимаешься спортом?
— Хожу в походы. В лесотундру, в Крым, на Кавказ, на Урал.
— У тебя есть мечта?
— Пополам со смыслом жизни. Хочу сделать что-нибудь такое, чтобы меня пережило мое имя.
— Ничего себе!.. Таких заявлений я не слышал еще ни от одного человека, у которого брал интервью…
— Все великие открытия пережили имена своих создателей. Ну, почти все, кроме теории относительности.
— Расскажи, как тебе помогают в твоей деятельности, во-первых, школа, во-вторых, группа «Солярис».
— Школа мне помогает не очень, откровенно говоря. Как школа может помогать? Там даются базовые знания, на которых уже все строится. Да, это можно рассматривать как помощь. А вот благодаря творческой группе «Солярис» у меня появились те, с кем я могу поделиться и даже объединиться во имя своих грандиозных идей, что очень способствует их воплощению. Конечно, такой опытный педагог, как наш руководитель Илья Иванов, тоже многое нам дает.
Блиц-опрос
— Любимые предметы?
— Физика, математика, информатика, литература, биология, химия, русский язык, английский язык и музыка.
— Нелюбимые предметы?
— ОБЖ, физкультура, история и география.
— Любимая книга?
— Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу».
— Любимый фильм?
— «Мэри Поппинс»
— На кого ты хотел бы быть похожим?
— Никогда не было желания походить на кого-то одного. В разных людях нравятся разные качества.
— Любимая музыка?
— Барды и некоторые представители русского рока. «Наутилус Помпилиус», ДДТ.
— Где бы ты хотел жить в будущем?
— В Димитровграде. Тихо, красиво, деревьев много. Правда, я еще в Санкт-Петербурге не был, может быть, съезжу, переменю свое мнение. Я видел фотографии – очень красивый город.
— Твое пожелание читателям «Вестника».
— Доводить УлГУ до высшего уровня. Вырасту – помогать буду.