Российские власти готовят ужесточение законодательства в сфере молодежных увлечений. Ульяновская молодежь ради своих ценностей готова уходить в подполье.

На прошлой неделе в УлГУ прошло обсуждение «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности».

Концепция обсуждалась летом прошлого года в Госдуме, сейчас проходит ее проработка, а полномасштабная реализация прописанных в документе мер намечена на 2011-2015 годы. Пока еще есть возможность внести изменения в разработанный документ, ульяновский НИЦ «Регион» решил провести обсуждение положений Концепции с молодежью.

По мнению директора НИЦ «Регион» Елены Омельченко, многие положения Концепции вызывают недоумение. Например, в документе предлагается запретить модные сейчас в молодежной среде субкультуры эмо и готов. Эмо себя называют подростки, которые много внимания уделяют своим чувствам и предпочитают их выражать очень ярко, считается, что эта субкультура провоцирует самоубийства в молодежной среде. Готы – вечно мрачные, одетые в черное и слушающие тяжелую музыку, их авторы Концепции связывают с сатанистами. При этом эмо и готы в Концепции уравнены со скинхедами, то есть с националистами. Запретить предлагается их всех.

Но собравшиеся на обсуждение несколько десятков студентов и школьников высказывались только в поддержку эмо и готов. Отношение взрослых и желание узаконить запрет они объясняют боязнью, неспособностью и даже нежеланием понять увлечения младшего поколения.

«Только незнающие люди могут поставить через запятую скинхедов, готов, эмо и других, – считает и Елена Омельченко, которая уже много лет занимается изучением молодежных субкультур. – Существует большое разнообразие и многоликость внутри субкультур. Даже использовать определение «скинхед» некорректно, потому что различают до десяти видов скинхедов, и далеко не все из них нацисты».

Ни к чему хорошему желание запретить субкультуры не приведет, считает ульяновская молодежь. Многие уверены, что такие увлечения просто снова, как это уже было, станут подпольными и наберут еще большую силу.

Другие просто предпочтут уехать из страны, если важная часть их жизни окажется под запретом.

Вызвало возражения и утверждение авторов Концепции о том, что молодое поколение россиян переживает глубокий духовно-нравственный кризис. В документе предполагается, что нынешнее поколение молодежи уже потерянное и спасти его невозможно, а нужно обратить все внимание на только рождающихся. Елена Омельченко посчитала эту проблему неправильно поставленной – если уж говорить о нравственном упадке, то надо вести речь обо всем обществе, а не только о молодежи: «Молодежь – это не необитаемый остров. Они живут в наших семьях, ходят по нашим улицам, сидят в нашем интернете. Если что-то происходит, то это происходит не с молодежью, а с обществом».

Еще одно из главных высказанных на обсуждении опасений по поводу Концепции а будет ли реализовано то, что предлагается в ней взамен запрещенной составляющей жизни молодежи. В ней на самом деле прописано много важных и хороших мероприятий. Но на их воплощение в жизнь нужны деньги и властная воля, которых может не найтись. Запретить же можно быстро и недорого, тем более что негласно некоторые запреты уже начали реализовываться. «Концепция еще не принята, но в некоторых городах уже начали отлавливать эмо и готов, – заметила Омельченко. – Ловить кого-то всегда проще, чем, например, развить сеть спортивных залов. Я боюсь, что весь пафос борьбы с морально-нравственным разложением сведется к репрессиям. Попсовизация российской эстрады, программа «Дом-2» – это более серьезные вещи, влияющие на нравственность. Но решили найти козла отпущения в виде эмо и готов».

Полина НЕЛИДОВА.