Чтобы пожениться, Олег и Надежда Недолужко 7 ноября 1980 года получили 12-часовую визу на въезд в СССР. Их так быстро расписали в Кушке, что Надя даже не успела надеть свадебное платье. А на обратном пути БТР, который возил их в советский загс, попал под обстрел. Видимо, душманы таким образом салютовали свадьбе советского офицера.

Свадьба

– Нас поначалу совсем расписывать не хотели, – вспоминает медсестра из Сенгилея Надежда Недолужко. – Чиновник в загсе уперся. Нам, говорит, директива пришла: регистрацию брака военных или служащих советской армии, находящихся на территории Афганистана, проводить по месту пребывания, в данном случае – в Кабуле.

Надежда сначала расплакалась, а потом заявила будущему мужу – или сейчас или никогда. Зловредный заведующий загсом наполнился мужской солидарностью и начал звонить во все инстанции. И звонил до тех пор, пока Наде и Олегу не разрешили в порядке исключения расписаться в Кушке.

– Доехали до места, – смеется Надя, – а мой Недолужко говорит мне: «Ну что, хочешь нарядиться в белое платье и фату?» Я ему: «А зачем?» – «Одевайся, узнаешь». Я переоделась, чувствую, что-то приятное предстоит – Олегу всегда нравилось меня удивлять. Берет меня за руку и ведет в недавно построенное овощехранилище. Открывает дверь, а там – громкими возгласами встречают нас сослуживцы и мои коллеги за празднично накрытым столом. Это была настоящая свадьба! Застолье было недолгим, но ведь это не главное. А потом был сюрприз № 2: отдельная палатка для новобрачных с двумя сдвинутыми солдатскими кроватями и крошечным самодельным кухонным уголком. Потом мы шутили, что это была наша первая квартира.

Командировка

История их любви началась именно на афганской войне. Попала туда Надежда совершенно случайно и… по своей воле.

В декабре 1979-го из военкомата ее подруге Свете, хирургической медсестре, пришла повестка. Они пошли вдвоем, «чтобы скучно не было». Обе подозревали, что речь может пойти о командировке в Афганистан, но полной уверенности в этом не было.

– Я осталась в коридоре, Светка зашла к военкому. Через несколько минут слышу – рыдает. Я залетаю и так громко: «Давайте я вместо нее поеду! У нее мать больна!». Ой, даже сейчас страшновато вспоминать грозное лицо подполковника, – смеется Надежда Павловна. – Он как рявкнет на меня: «А если под пули, то тоже вместо своей подруги пойдешь?» И все же я уговорила его, и поехала в Афган вместо Светки.

Жених

Надежда работала медсестрой в полевом госпитале в Шиндане – долине смерчей. А в четырех километрах стоял зенитный полк, в котором служил ее будущий муж – черноглазый красавец Олег. Ухаживал за Надеждой он очень долго. Надя злилась, прогоняла его, говорила, что на войне не место романтическим отношениям, но от своих чувств убежать все-таки не смогла.

– Нравился он мне, что уж скрывать, – улыбается Надежда Павловна. – Просто не укладывалось в голове, как это – война и любовь?

Окончательное решение Надя приняла после того, как Олег вместе с ней поехал в отпуск в ее село – в Тушну. И вот когда Надежда поняла, что офицер понравился ее маме и бабушке, она согласилась стать его женой.

– Хороший, хороший человек, – такую оценку дала внучкиному жениху старая, но очень мудрая, бабушка.

Гибель

Их семейное счастье длилось всего пять лет. Закончился Афган, молодые уехали в Россию. Первенец их родился мертвеньким. Надежда предполагает, что это из-за брюшного тифа, которым она – медсестра инфекционного отделения – переболела в Шиндане. Потом появилась дочка. Все было нормально, но случилось страшное. Олег погиб на боевых учениях, спасая новобранца. Случилось это в Кишиневе.

– В тот день мы собирались всей семьей в зоопарк, – вспоминает Надежда Павловна. – А его все нет и нет. Многие говорят, что сердце екает, предчувствуя беду, у меня оно не екнуло. Просто был звонок. Подлетаю к двери, открываю – стоят командир части, замполит, какая-то женщина в белом и моя подруга. Поняла сразу же – с Олегом беда. Они молчат, потому что я не даю им даже рта раскрыть. Бегаю по комнате, что-то щебечу, смеюсь, говорю, что собираемся в зоопарк, а Олег что-то опаздывает. Они мне: «Надя, Надя, Олег погиб…».

Любовь

Его нет в живых уже 20 лет Но каждый год, в день вывода советских войск из Афганистана, она разговаривает с ним, как с живым.

– Когда-то ты был старше меня, Олежек, – говорит она, целуя фотографию мужа. – А теперь в сыновья мне годишься.

Сейчас Надежда Павловна Недолужко живет в Сенгилее. Воспитала прекрасную дочь, очень похожую и внешне, и по характеру на отца. Обожает свою свекровь, которая живет в Кемеровской области.

– Мы с дочкой и зятем этим летом собираемся на 90-летие нашей бабушки. Не были у нее уже три года, – говорит Надежда Павловна.